Рынок как механизм координации экономического выбора

Рынок как механизм координации экономического выбора

В рыночной экономике ни одно лицо, ни одна организация не отвечают за решение экономических проблем, а миллионы фирм и потребителей взаимодействуют в добровольном обмене, и их действия и намерения невидимо координируются системой цен и рынков. Именно рынок решает три основные проблемы: что, как и для кого производить.

Рыночная экономика - это отлаженный механизм объективной координации людей, разных видов деятельности и фирм через систему цен и рынков. Это средство связи, позволил объединить знания и деятельности миллионов индивидов. Без централизованного принятия решений и расчетов рыночная экономика решает такие задачи, самый мощный на сегодня компьютер не смог бы решить, используя миллионы неизвестных переменных и уравнений. Изначально рынок означал место, где продавались и покупались товары. Сегодня важные рынки - это различные виды бирж мирового значения.

В целом рынок - это механизм, где покупатели и продавцы встречаются, чтобы обменивать вещи. Рынок может быть централизованным (как для акций, облигаций или пшеницы), или децентрализованным (как для домов или подержанных автомобилей), или даже электронным, как в случае многих финансовых активов и услуг. Решающей чертой является то, что он сводит покупателей и продавцов вместе для определения цен и количества товаров. По мнению П. Семюелсона и В. Нордгауз рынок - это механизм, через который покупатели и продавцы взаимодействуют, чтобы определить цену и количество товара. Очень близким по смыслу является определение рынка К. Макконела и С. Брю. Они определяли что рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг ".

В рыночной системе все имеет цену, которая выражает ценность товара с помощью денег. Цены являются мерилом, через которое люди и фирмы добровольно обменивают разные товары. Более того, цены является сигналом для производителей и потребителей. Если потребители хотят больше какого-то товара - спрос на них растет. Если, например, цена на бензин растет, тем выше цена стимулирует больший добычу нефти. Цены координируют решения производителей и потребителей на рынке. Высокие цены приводят к уменьшению потребления и стимулируют производство. Следовательно, цены является балансовым колесом в рыночном механизме. Упорядочивая отношения между продавцами и покупателями (предложение и спрос) на каждом из рынков, рыночная экономика решает три проблемы: что, как, для кого.

Какие товары производить - определяется денежными голосами потребителей, то есть их покупательскими решениями. Деньги, которые платят потребители, обеспечивающие оплату труда, ренту и дивиденды, которые потребители, рабочие и служащие получают как доход. Фирмы же руководствуются желанием максимизировать прибыль. Их интересует производство товаров, на которые есть большой спрос и высокие прибыли, по тем же соображениям они оставляют сферы, где теряют деньги.

Как производить товары - определяется конкуренцией между различными производителями. Наилучшим путем для производителей выдержать ценовую конкуренцию и максимизировать прибыли является удержание расходов на минимальном уровне, применяя для этого самые эффективные методы производства. Поскольку производителей побуждает к этому соблазн прибыли, то методы, которые обеспечивают снижение затрат, вытеснят более дорогие методы.

Для кого производятся товары - определяется спросом и предложением на рынках факторов производства. Здесь устанавливаются цены факторов производства: уровень зарплаты, земельной ренты, процента и прибыли.

Глубокий анализ структуры рыночной экономики свидетельствует, что ею управляют две силы - потребители и технологии. Потребители управляют через свои врожденные или приобретенные вкусы и предпочтения, выражающееся в их голосовании деньгами, куда направлять ресурсы общества. Производители выбирают точку на границе производственных возможностей.

Однако имеющиеся ресурсы накладывают ограничения на потребителей. Ведь экономика не может выйти за границу производственных возможностей. Ресурсы экономики совместно с научными и технологическими возможностями ограничивают сферу, куда потребители могут отдать свои денежные голоса. Таким образом, издержки производства и решения фирмы относительно предложения вместе со спросом помогают определить, что производить.

Адам Смит провозгласил принцип "невидимой руки", который утверждает, что каждым лицом в ее эгоистическом преследовании только своей собственной выгоды руководит некая невидимая рука, цель которой - добиться наибольшей выгоды для всех. Вместе Смит признавал, что положительное качество рыночного механизма проявляется лишь тогда, когда есть система сдержек и противовесов совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция - это признак рынка, на котором ни одна из фирм или ни один из потребителей недостаточно мощны, чтобы влиять на рыночную цену.

Доктрина "невидимой руки" приемлемая для экономики, в которой все рынки совершенно конкурентны. При таких условиях рынки осуществлять эффективное распределение ресурсов, так что экономика находиться на грани производственных возможностей. Однако не всегда рынок работает идеально. Рыночная экономика теряет свою эффективность из-за несовершенной конкуренции и загрязнения окружающей среды, инфляцию и безработицу, несправедливое распределение доходов.

Поэтому в ответ на существующие дефекты рыночного механизма страны вводят государственное регулирование наряду с "невидимой рукой" рынка. Основные экономические функции государства сводятся к обеспечению эффективности, справедливости и содействия макроэкономическом росту и стабильности. Преобладающей моделью организации экономики в передовых странах в современных условиях является смешанная экономика, в которой рынок определяет большинство индивидуальных цен и количество товаров, одновременно правительство влияет на всю экономику через программы налогообложения, расходов и регулирования денежного обращения.

В основе анализа рыночной экономики лежит теория спроса и предложения. Эта теория показывает, как предпочтения покупателя определяют спрос на товары, тогда как затраты производителя является основой предложения товаров. В результате спрос и предложение приводятся в равновесие изменением цен, или ценовым механизмом.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru