Инь и Ян

Инь и Ян

Я думаю, что лучшим способом закончить это вступление к разговору о фэн-шуй было бы объяснение широко известных, но часто неправильно понимаемых терминов Инь и Ян. Большинство людей имеет некоторое представление о том, что Инь и Ян это единство противоположностей, положительного и отрицательного. Например, Ян мужское начало, Инь женское; Ян горячее, Инь холодное; Ян свет, Инь тьма, и так далее. Удивительно, как мудрецы и философы Древнего Китая инстинктивно осознали, что структура Вселенной построена на положительных и отрицательных силах, и сумели предложить теорию, которой пришлось прождать еще шестнадцать веков, прежде чем ее заново открыли на Западе. Краеугольным камнем сегодняшней науки служит постулат о том, что на каждый плюс должен быть свой минус. Это справедливо для положительного и отрицательного электрических зарядов, противоположных полюсов магнита, для левого и правого спинов атомных частиц, для вещества и антивещества и для несметного множества математических принципов.

Без бинарной математики, сводящей все к цепочке переключателей «включено выключено», не было бы ни компьютеров, ни цифровой звукозаписи, ни телевидения. Кто-то скажет, что невелика потеря, но без переключателей «включено выключено» в нейронных цепях нашего мозга мы и думать-то не могли бы. Очень жаль, что слова положительный и отрицательный стали означать «хороший» и «плохой», например, «положительно к кому-нибудь относиться» и «отрицательный персонаж». В этой книге, например, я буду упоминать «положительные качества», подразумевая качества конструктивные, в противоположность «негативным», в том смысле, что первые полезны, а последние нет. Но в физике термины положительный и отрицательный это лишь выражения, позволяющие обозначить вещи, имеющие противоположные реакции. Когда мы говорим о положительном и отрицательном полюсах аккумулятора, мы не подразумеваем, что один из них хороший, а другой плохой. Точно так же термины Инь и Ян являются просто равноценными определениями противоположных качеств без приравнивание одного из них к «добру», а другого к «злу». Это и есть внутреннее содержание терминов Инь и Ян. Они взаимосвязаны и, в идеале, взаимо уравновешены. Строго говоря, Инь это отсутствие Ян. Если что-то существует, тогда это Ян. Отсутствие этого качества это Инь. Вот почему тепло и свет рассматриваются как Ян, а холод и тьма как Инь. «Книга Перемен», известная также как «Чжоу-и» или «И-Цзин», формулирует теорию Инь и Ян как противоположных и равных сущностей. Не все способны это оценить. Несколько лет назад меня попросили написать отзыв о книге, которая считалась феминистским «И-Цзином». Это было изложение древней и священной китайской книги с женской точки зрения. Разве это возможно? Как можно что-нибудь взвешивать, если на противоположной чаше весов нет гирь? Предположим, что есть другая планета, на которой сформировалась жизнь, но все существа всех видов исключительно женские особи. Кто же они такие: Ян или Инь? Поскольку нет никакого Ян, они не могут быть Инь. Но если нет Инь, они также не могут быть Ян. На нашей родной планете жизнь изобилует там, где качества Инь и Ян соединены в разумном балансе. В пустынных районах, где очень жарко, но нет иньской воды, Ян избыточен, а точнее исключителен, поэтому жизнь не процветает. На полюсах, где очень много иньской воды, но недостает янской энергии, слишком холодно, чтобы поддерживать обильную жизнь. В умеренных поясах, где Инь и Ян уравновешены, развились великие цивилизации. Болезни и несчастья случаются тогда, когда нарушается баланс Инь и Ян.

В умеренных климатических зонах зимой, когда преобладают иньские силы, люди простужаются и болеют, в летнюю жару, когда янской энергии переизбыток, очень важно защитить себя от солнечного ожога, теплового удара и пищевого отравления. В тропиках, где в изобилии имеются и иньская вода, и янское тепло, существует постоянная опасность тайфунов и разрушительных ураганов.

ОБУЗДАНИЕ ИНЬ И ЯНВ счастливом доме, как и на пробуждающим энергию рабочем месте, Инь и Ян будут в равновесии. Портьеры и жалюзи используют для того, чтобы пригасить энергию Ян, усиливаемую лишним светом. В то же время продуманное расположение светильников усилит свойства Ян, когда преобладает Инь. Слишком большое количество окон или чрезмерный энтузиазм в размещении больших зеркал могут породить излишек Ян, а это приносит беспокойство. Когда мы прислушиваемся к разговору, шумовой фон способен поглотить звуки, которые мы хотим слышать. Точно так же избыток света способен скрыть существенные детали покрывалом стимулирующего Ян. Когда аспирин принимают по мере необходимости, он может быть полезным, но можно умереть, приняв целую упаковку таблеток. Некоторые люди умеют распознать хорошую идею, а затем пытаются усовершенствовать ее с катастрофическим результатом. Архитекторы и дизайнеры не составляют исключения. Например, существует теория, согласно которой установка как можно большего количества окон во всех стенах учреждения дает чувство свободы, как будто находишься вне дома. Это, в свою очередь, должно привести к тому, что работники будут чувствовать себя счастливыми. Но на открытом воздухе нет потолков, только небо. Поэтому офисы с «открытой планировкой» (то есть без сплошных внутренних стен) и низкими потолками так неуютны, а окна со всех сторон только подчеркивают клаустрофобический характер низкого потолка. Вообще-то архитекторам стоило бы спросить себя, когда они занимаются проектированием больших общественных зданий, почему есть столько больших зданий таких, как цеха, торговые центры и офисы, которые угнетают, и в то же время громадные средневековые соборы, которые плохо освещены, всегда создают атмосферу открытости и прозрачности. Зеркала это один из полезнейших инструментов в фэн-шуй, но их использование должно быть разумным. Иногда крупные универмаги совершают такую ошибку, как маскировка колонн при помощи зеркал. Создается иллюзия, что прилавков больше, а сам магазин гораздо просторнее, чем на самом деле. Но это может сбивать с толку и дезориентировать посетителей. Они будут бродить туда-сюда, пока в раздражении не уйдут из магазина совсем.

ЗНАЧЕНИЕ Ци

Ци? Стоит заговорить с кем-нибудь о фэн-шуй, как через несколько секунд прозвучит слово ци. Многие термины фэн-шуй не поддаются точному переводу, и, наверное, ци это самый типичный пример. Это слово встречается практически во всех аспектах китайской культуры, от искусства до медицины, и его можно назвать главным фактором оценки любой ситуации фэн-шуй. Энтузиасты фэн-шуй могут расходиться во мнении о том, что считать самым важным объектом рассмотрения при оценке качества фэн-шуй того или иного места. Для кого-то на первом месте стоит форма, для кого-то ориентация по сторонам света, для кого-то наличие поблизости воды. Кто-то даже заявит, что для него имеют значение только инстинкт и вдохновение. Но как бы ни различались их приоритеты и какой бы системе фэн-шуй они ни следовали, все практикующие согласятся в том, что если данное место имеет положительный фэн-шуй, то это благодаря обилию жизненной ци.

Значение циПрежде чем я попытаюсь описать ци, а тем более дать ей компактное определение, позвольте на минутку отклониться от темы. Следующий случай из жизни может показаться не относящимся к делу, но вы увидите, какую цель я преследовал, рассказывая о нем. Несколько лет назад мне выпало огромное удовольствие посмотреть представление оперы Верди «Аида» на открытой сцене римского амфитеатра в Вероне поистине великолепное зрелище. Героиня только что начала исполнять знаменитую сольную партию Patrm mia, когда моя спутница, сама оперная певица, вздрогнула и сказала, что ей не нравится эта ария и что ее беспокоит темп. Я слышал, как накануне она сама репетировала эту партию, и поэтому сначала решил, что она излишне критично настроена. Потом только я понял, что она имела в виду не музыку и не спектакль. Речь шла о погоде (tempo) и о холодном воздухе (ana), от которых ее бросило в дрожь. Сходным образом, китайское слово ци первоначально означало «воздух» в самом широком смысле этого слова. В современном разговорном китайском тяньци, или «небесная ци», означает «погода». И точно так же, как мы можем восхищаться картиной или музыкальным произведением скорее из-за их «духа» или «атмосферы», чем из-за содержания, так и китайский знаток оценит их «ци». Но это слово имеет еще множество применений. В качестве иллюстрации более широкого использования этого термина я могу привести положение теории фэн-шуй о том, что «огонь и вода вместе создают ци». Это утверждение становится понятным, если вспомнить, что в разговорном китайском языке ци означает еще и «пар». Когда китайский повар на кухне упоминает ци, он, скорее всего, имеет в виду процесс варки овощей, а не рассуждает вслух о метафизических процессах. С другой стороны, механик в гараже использует то же самое слово ци для обозначения топлива, а современная китайская научная терминология обозначает этим словом понятие «газ». Например, янци это кислород. Это похоже на то, как алхимики в старину рассматривали любую парообразную субстанцию как «воздух». Независимо от контекста неотъемлемым атрибутом слова ци является добавочный смысл «оживляющей силы». В традиционной китайской медицине признается существование различных видов ци.

Вдыхаемый и выдыхаемый нами воздух определяется как «грудная ци», ассоциируемая с легкими. Имеется также «питательная ци», связываемая с сердцем. Она проявляется в кровообращении, феномене, известном китайским врачам за многие века до его повторного открытия Вильямом Гарвеем. Далее следует «присущая ци», относящаяся к приему воды и пищи и связываемая с почками. Иммунная система организма представлена четвертым типом ци, «защитной ци», борющейся с болезнями. Таким образом, китайцы в древности были хорошо осведомлены о способности организма к самовосстановлению. Понимание ци и ее применений существенная часть всех отраслей традиционной китайской медицины таких, как иглоукалывание, туйна (китайский массаж) или китайская травная медицина. Что еще важнее, традиционный вид лечебной физкультуры, известный под названием цигун, целиком посвящен изучению ци в различных ее формах и ее способности стимулировать внутренние целительные процессы в организме. Этих нескольких примеров вполне достаточно, чтобы подтвердить, что диапазон значений термина ци гораздо шире того, что передается словами «воздух» или «атмосфера». Есть, тем не менее, одно свойство ци, общее для всех этих примеров. Будь то кровь, циркулирующая по нашему телу, или едва различимый подъем сока в стебле растения, или даже впрыск горючего в камеру внутреннего сгорания, объединяющим признаком этой движущей силы является ее текучесть. Хотя здания стационарны, или, как говорят, являются недвижимостью, они не статичны. Они во многом напоминают живые организмы. Они не могут перемещаться с места на место, но и деревья тоже ведь не могут.

Стены здания это скорлупа, или броня, для живущих или работающих в нем людей. В то же время, обитатели дома функционируют как его клетки и тельца, обслуживая потребности здания и поддерживая его существование. Как мы нуждаемся в здании, чтобы жить в нем, так же и здание нуждается в своих обитателях, чтобы оставаться живым. Людям для жизни совершенно необходимы непрерывные потоки ци воздуха, воды, пищи, стимуляции. Аналогично, если дом не получает своих специфических видов ци, его жизненная сила угасает. Теория ци не просто какая-нибудь мистическая восточная философия. Многое из нее может быть легко объяснено в терминах, понятных западному, так называемому рациональному, мышлению. Эти аспекты можно назвать «практической ци». Они связаны с потоками свежего воздуха (атмосферная ци), полноценным освещением (световая ци) и движением людей и предметов (подвижная ци). Кроме того, есть другие аспекты ци, которые могут быть объяснены в терминах психологии, и, наконец, все остальные, которые не поддаются классификации по западным стандартам. Именно эта часть теории ци доставляет западным рационалистам больше всего хлопот. И, поскольку в общепринятом западном мышлении отсутствуют категории, в которые можно было бы впихнуть эту «иррациональную» часть фэн-шуй, от нее просто отмахиваются как от обыкновенного суеверия. Но даже притом, что западное сознание способно воспринять практический и психологический аспекты фэн-шуй, различные обстоятельства требуют различных «рациональных» толкований. Теория же ци всеобъемлюща и применима независимо от конкретной ситуации. В качестве примера можно привести то, как по-разному в западном мышлении определяются движение воздуха и качество освещения. Зато в теории ци всего лишь пара фундаментальных принципов определяет качества ситуации, и совершенно не имеет значения, с какой ци приходится иметь дело атмосферной, световой, подвижной, психологической или мистической. Итак, давайте повнимательнее рассмотрим различные виды ци, начиная с наиболее рационального, материального вида атмосферной ци.

Атмосферная циАтмосферная ци в теле человека символизирует вдох и путешествие вдыхаемого воздуха к легким, а затем снова наружу. Таким же образом атмосферная ци относится к потоку воздуха в здании. Входная дверь здания это его рот. По-китайски вход в здание называется коумэнь «ворота рта». Как и мы с вами, здание должно дышать. Если в нем не циркулирует свежий воздух, здание становится сырым и затхлым. Старые авторы говорили о том, что здания, в которых нет течения ци, заболевают. Теперь мы знаем о том, что многие современные здания, имеющие дефекты проектирования, страдают «синдромом больного здания». На этот тип ци указывают ветряные колокольчики и другие висячие конструкции, столь излюбленные некоторыми людьми, практикующими фэн-шуй. Обратите внимание на выбор слова именно «указывают», а не «активизируют». Если есть движение воздуха, оно заставляет ветряные колокольчики позвякивать, если же движения воздуха нет колокольчики звенеть не будут. Есть довольно популярное, но совершенно бесполезное приспособление, которое часто устанавливают в окне на кухне, в туалете и других замкнутых пространствах. Пластмассовое крыльчатое колесико на стержне вращается от малейшего ветерка. Считается, что его задача улучшать вентиляцию. Но этого, разумеется, не происходит, потому что лопасти вращаются только тогда, когда дует ветер. А когда ветра нет и помощь этого колесика очень бы пригодилась для удаления плохого воздуха, оно стоит неподвижно и бесцельно. Точно так же нет смысла развешивать ветряные колокольчики, если ставится задача только стимулировать энергию ци, потому что верно как раз обратное именно ци заставляет колокольчики звенеть. Более того, теоретически ветряные колокольчики могут даже вредить потоку ци, отбирая у него энергию.

Тем не менее, как мы увидим в одной из следующих глав, ветряные колокольчики могут в некоторых случаях оказаться подходящим средством коррекции фэн-шуй. Если консультант по фэн-шуй советует подвесить их в том или ином месте, вам следует поинтересоваться, по какой причине. Если вы полагаете, что ветряные колокольчики симпатично смотрятся и производят жизнерадостные звуки, не стесняйтесь и вешайте их там, где вам хочется. Ну а Теперь перейдем к более глубоким основам атмосферной ци. Пусть это покажется спорным, но из всех изобретений двадцатого века больше всего рабочего времени экономит почти повсеместное внедрение центрального отопления. Я очень ясно помню свою тоску из-за необходимости каждое утро заново разводить огонь. Зимой, когда в огне особенно нуждаешься, добавляется задача лопатой выгребать уголь из засыпанной снегом кучи и замерзшими руками колоть сырые дрова для растопки. Именно в такую пору огонь меньше всего хотел разгораться. Именно в такую пору ненавистная повседневная обязанность оживить хоть несколькими языками пламени кухонную плиту становилась еще ненавистнее. Я бы ни за что не хотел вернуться в эти давно прошедшие времена, но все же следует сказать, что такое замечательное новшество, как центральное отопление, не было абсолютным благом. Каждый раз, когда производится установка центрального отопления, она обычно увязывается с другими экономичными, экологически безопасными и энергосберегающими способами сбалансировать семейный бюджет. Двойное остекление, защита от сквозняков и термоизоляция чердака могут уменьшить нашу зависимость от ископаемого топлива, но, к несчастью, несут с собой другие проблемы. Притом что старые дома с их щелями и трещинами и ревущим в печах и каминах пламенем были печально знамениты своими сквозняками, эти неприятные воздушные потоки обеспечивали вынос через печные трубы застойного воздуха вместе с насыщенной болезнетворными микробами пылью. Комнаты непрерывно очищались без помощи химических освежителей воздуха и дезинфицирующих средств. В современном эргономичном доме, почти герметично закупоренном со всех сторон, в комнатах подолгу остается один и тот же воздух.

Выдыхаемый воздух снова вдыхается, горящие свечи и сигареты отбирают у него кислород, пот и другие, менее приятные, ароматы человеческого тела делают его зловонным, а электрические вентиляторы и другие устройства просто гоняют воздух по кругу, вместо того чтобы освежать его. В терминах фэн-шуй такое положение дел формулируется весьма лаконично если ци не течет, она умирает. Нет нужды искать мистические толкования для повседневного практического применения этого правила, основанного на здравом смысле. Когда планируется установка системы центрального отопления или газового бойлера, государственные требования предусматривают наличие достаточной вентиляции. Фирмы-изготовители холодильников, морозильных камер и электроплит всегда называют рекомендуемое минимальное расстояние между бытовой техникой и стеной. Было несколько успешных попыток из эргономических соображений построить здания ниже уровня земли. Логика этой идеи проста земля служит естественным термоизолятором, что существенно сокращает расходы на отопление. При этом такие архитектурные эксперименты требуют огромной работы ума, особенно в плане обеспечения достаточной вентиляции и освещения. Эти интригующие проекты обычно включают в себя сложные технологии с использованием возобновляемых ресурсов, таких, как ветряки и солнечные батареи. Их задача обеспечить подачу дополнительной энергии для поддержания подземного существования. На языке фэн-шуй это означает, что дополнительная энергия используется для стимулирования и направления потока ци. И в менее экзотических местах вредоносные последствия замкнутых пространств очень часто хорошо заметны. Передвигая шкаф, много лет простоявший на одном месте, можно иногда сделать удивительные открытия, хотя и не всегда приятные. Несмотря на то что всегда есть слабый шанс найти потерявшееся дядюшкино завещание, гораздо более вероятно обнаружение грибка и плесени. Для них замкнутые невентилируемые пространства лучшая среда для процветания. В погребах и складах без окон обычно сыро и мрачно, там нет выхода для ци, она теряет свою жизненную силу и выдыхается. Важным правилом фэн-шуй является запрет на размещение спален над такими глухими помещениями, как гараж или кладовая, где невозможна свободная циркуляция ци. Хотя эта аксиома известна много веков, может быть, тысячи лет (естественно, тогда роль гаража играла конюшня), это правило имеет такое же важное значение и в наши дни. Треть своей жизни мы проводим в постели. Если кровать расположена над гаражом, спящий подвергается воздействию бензиновых паров и ядов, непрерывно и незаметно просачивающихся наверх. Хотя сегодня мы наблюдаем повсеместный переход на неэтилированный бензин, машина все равно еще не полностью свободна от свинца. Если его нет в горючем, то он есть в аккумуляторах.

Хуже того, есть другие опасности, не связанные непосредственно со свинцом. Это микроскопические дозы редких элементов, естественным образом содержащихся в свинцовой руде. Количества могут быть ничтожными, но с течением времени они накапливаются в тканях организма, и тогда концентрация таких примесей, как таллий, вызывающий распад нервной и мозговой ткани, может стать опасной. Есть еще одно тревожное открытие, которое подтверждает правоту мудрецов древности. На землях, где преобладает гранитный грунт, в результате естественного ядерного распада очень малых количеств урана происходит выделение радиоактивного газа радона. В нормальных условиях он без вреда рассасывается в атмосфере, но установлено, что он накапливается в больших концентрациях в фундаментах и подвалах домов, построенных на гранитном основании. В прошлом неполная термоизоляция домов помогала избежать длительного скопления отравленного воздуха, и он не представлял серьезной угрозы для здоровья. К сожалению, современное энергосберегающее здание фактически поощряет медленное, но неуклонное накапливание смертоносного газа, ведущее к росту раковых заболеваний и лейкемии. Итак, первое правило ци гласит, что она должна течь, потому что в неволе ци погибает.

Световая циСвет важный элемент окружающей нас среды и одна из важнейших составных частей ци. Строго говоря, в отличие от растений, мы не нуждаемся в свете, чтобы существовать. Это могут подтвердить обделенные зрением люди. Но при этом свет крайне важен для нашего психологического благополучия. Дело не только в том, что нам нужен свет для выращивания растений, идущих в пищу. Общепризнан тот факт, что под воздействием солнечного света клетки кожи вырабатывают витамин D, необходимый для регулировки содержания в организме кальция и для нормального формирования костей. Наш глаз чувствителен к широкому диапазону яркости, от ослепительного света тропического солнца до полумрака темных склепов. Подобно фотокамере, наш глаз воспринимает самый яркий источник света и подстраивается к нему. Даже самый неопытный фотограф знает, что надо избегать фотографирования против солнца. Комнаты, имеющие окна в противоположных стенах, в Англии называют «солнечными холлами». Теория фэн-шуй считает такие комнаты крайне неблагоприятными и обосновывает это тем, что ци слишком быстро пронизывает помещение и не успевает оживить его.

Параллельно с этим существует два западных рациональных объяснения, одно психологическое, а другое связано с освещенностью. На практике, поскольку глаза видят два источника света и адаптируются к яркости по бокам комнаты, середина комнаты кажется более темной. Этот эффект менее заметен по вечерам, при задернутых портьерах, но днем центр комнаты часто выглядит мрачным и негостеприимным. Помню, я рассказал об этом одной даме, чей весьма интересный коттедж я посетил. Там была аккуратненькая маленькая гостиная с окнами в противоположных стенах и солидным каменным камином в стене между ними. У камина стояли два удобных кресла, у которых непонятно почему был неприветливый вид. Это был классический пример прямолинейного прохождения ци сквозь комнату, когда в середине остается отрицательная зона. Я предложил этой даме по утрам задергивать шторы или закрывать жалюзи на западном окне, а после полудня открыть окна свету и задернуть шторы на противоположной стороне. Она понимающе кивала, но когда я через несколько месяцев снова оказался у нее, то заметил, что моя рекомендация не выполняется. Она извинилась за то, что не последовала моему совету. Себе в оправдание она сказала, что по вечерам, когда закрыты портьеры на обоих окнах, а камин зажжен, это теплая и жизнерадостная комната. А днем этой комнатой все равно не пользуются! Открытые двери или замена сплошных стен стеклом не всегда добавляют комнате света. Порою они просто изгоняют ци. Я часто показывал, как закрытие дверей и сокращение впускаемого света может явно улучшить внутреннюю освещенность.

Этот факт хорошо известен театральным режиссерам. Одного моего друга, профессионального постановщика, попросил о консультации директор школы, где учился его сын. Нужно было дать совет по поводу покупки осветительного оборудования для школьного театра. Мой друг дал очень подробную рекомендацию относительно необходимого оборудования и даже подсказал, где его можно было купить практически за бесценок. Спустя некоторое время его очень раздосадовал звонок директора школы, задавшего ему взбучку за его осветительские советы. «Ваш совет оказался чистой потерей денег, бушевал директор школы. Мы включили все прожектора, и все равно люди на сцене не видны». Моему другу пришлось мягко объяснить, что причиной, по которой людей на сцене не видно, было как раз то, что они включили все прожектора. «Выключите задний свет, посоветовал он, и тогда все будет видно». Так и получилось. Как уже отмечалось ранее, коридор, проходящий сквозь все здание от парадного входа до задней двери, считается с точки зрения фэн-шуй крайне неблагоприятным. Одним из факторов (есть еще и другие) является несовершенство функционирования световой ци. Если в длинный коридор выходят двери, их следует держать закрытыми. Не поддавайтесь соблазну остеклить эти двери, чтобы улучшить освещенность. Ребенок, рисующий дом, как правило, изображает только рамы, оставляя окно пустым, потому что стекло прозрачно. Обученный художник, напротив, закрасит окна черным, потому что именно так окна и выглядят. Остекленные двери и открытые места не впускают свет в ту или иную зону. Они оставляют зияющую черную дыру. Закрыв двери или заменив остекленные двери на сплошные, можно, с точки зрения науки, сократить абсолютное количество света, но при этом увеличить относительную освещенность. Если у вас есть привычка оставлять двери открытыми, чтобы в замкнутом помещении было больше света, вы легко можете проверить это явление на себе. Надо только дать глазам несколько минут, чтобы-они привыкли к уменьшению светопотока. После этого части помещения, бывшие ранее более темными, будут казаться более светлыми по сравнению с их окружением. У меня самого в доме была маленькая комната для завтрака, которая в эпоху короля Эдуарда была бы сердцем дома. Но в 60-е годы, когда все с ума сходили по «модернизации», была добавлена еще одна (остекленная) дверь, а старые сплошные сосновые двери были заменены дверями со стеклянными панелями. Теперь это с трудом можно было принять за комнату. Скорее это было какое-то открытое пространство, буферная зона между кухней и гостиной. Ею практически не пользовались.

Несколько лет назад мне пришлось пережить неприятное состояние жертвы взлома. Стекла во внутренних запертых дверях были выбиты грабителями. Однако вместо того, чтобы заменить выбитые стекла, я воспользовался случаем и вернул дверям их прежний вид. Перемена была феноменальной. Бесполезная площадь вдруг превратилась в уютную столовую и придала всему дому собственный неповторимый характер и единство. Освещение и направлениеТа же волна архитектурного вандализма дошла и до моего родного города Манчестера и сделала его жертвой городского планирования в гораздо более широких масштабах. Старая часть города, где находилась и старейшая в Манчестере пивная XIV века, была снесена, чтобы дать место для огромного торгового центра, о котором говорили, что в то время он был крупнейшим в Европе. Торговый центр был не только архитектурным кошмаром (острословы метко называли это здание, облицованное коричневой плиткой, «гигантским общественным туалетом»), но в первое время и коммерческим провалом. Будучи закрытым со всех сторон, он целиком зависел от электрического освещения и вентиляции. Атмосфера в нем вызывала клаустрофобию, и было трудно заставить себя находиться в нем более получаса. В своих ощущениях я был не одинок. Торговля шла вяло, и многие розничные магазинчики закрылись.

В отчаянии владельцы торгового центра провели маркетинговое исследование и произвели радикальные перемены. Главное, что было сделано за сумасшедшие деньги, это удаление целого этажа с офисами, чтобы заменить давящий потолок стеклянной крышей. Результат был настолько ошеломляющим, что, невзирая на высокую стоимость перестройки, усовершенствования продолжаются. Теперь в торговом центре достаточно естественного света, чтобы посетители чувствовали себя уютно. Там, где раньше были ряды пустых витрин закрытых магазинов, ныне процветает бизнес. Всегда следует помнить о двух вещах. Во-первых, хотя наши глаза могут адаптироваться к свету разной интенсивности, разница между ярким искусственным светом и солнечным светом огромна. Покупателям не нужен солнечный свет, чтобы рассмотреть товары на прилавке. Но бессознательно они отметят отсутствие солнечной энергии, Ян-ци. Во-вторых, естественный свет так важен для нас, потому что он позволяет нам ориентироваться в пространстве. Даже когда солнца не видно, разница в освещенности различных частей небосклона дает нам ощущение места, направления и ориентации. Даже если мы сориентировались неправильно. Пресловутая тенденция заблудившихся в пустыне людей ходить по кругу объясняется не популярным мнением о том, что одна нога у всех немного короче другой. Дело в «инстинкте мотылька», заставляющем постоянно держать солнце в поле зрения. Разумеется, поскольку солнце движется по небу, неискушенный путешественник тоже все время меняет направление. При равномерном распределении искусственного света на какой-то площади таких указаний на направление нет. В среде с равномерно распределенным искусственным светом растения образуют спутанную массу, вместо того чтобы расти прямо вверх. Но если скромное растение можно сбить с толку таким образом, насколько легче это сделать с нами! Широко известно и доказано, что люди, лишенные естественного света, склонны к депрессии.

Даже сокращение дневного света может привести к физиологическому сбою или психогенной болезни. Термин СЭР (сезонное эмоциональное расстройство) описывает как раз такой распространенный синдром. Морозный север может похвалиться самыми живописными и захватывающими пейзажами. Но при этом случаи пьянства и психических расстройств среди жителей арктических регионов необычайно часты. Такое положение может быть прямо объяснено нервирующим воздействием долгих зимних ночей, когда солнце вообще не поднимается над горизонтом. Поскольку световая ци так необходима для нашего благополучия, в фэн-шуй сложилось важное представление о том, что перед входом в здание должно быть свободное пространство, собирающее ци. Авторы книг о фэн-шуй называют это место минтан («светлый чертог»). Это может быть озеро, бассейн или клумба. Некоторые предпочитают иметь перед домом пруд, представляющий минтан. Но присутствие воды не обязательно. Более того, в некоторых случаях, как мы увидим далее, наличие воды может оказаться неблагоприятным. Водоем хорош по очень простой причине на воде нельзя строить, что гарантирует сохранение свободного места, где может аккумулироваться Ян-ци. Я видел несколько домов, выходящих на великолепные ландшафты. Но с точки зрения фэн-шуй они не могли считаться благоприятными. Дома были построены на склонах холмов, чтобы из них открывался хороший вид, но никто не учел, что это вид на север. То есть дома были построены на северных склонах, в результате чего солнце, ушедшее на юг, было не видно. Летом эти дома могли наслаждаться прямыми лучами солнца только рано утром и поздно вечером. Зимой дома были лишены солнечного света целыми месяцами. Нисходящий светУстраивая искусственное освещение в доме или снаружи, важно помнить, что естественный свет нисходит. Если картины, скульптуры или здания можно весьма эффектно освещать снизу, то любые источники света, решающие задачу функционального освещения, а не просто служащие украшением, должны располагаться выше уровня глаз. Настольные лампы могут быть очень симпатичными, но часто из-за нагревания лампочки верхушка абажура должна оставаться открытой. В результате луч света бьет вверх, слепя глаза. Другим примером архитектурного безумия 60-х годов стал снос в Лондоне Юстонского вокзала, который долгое время считался шедевром архитектуры XIX века. В порыве иконоборческого энтузиазма гордые здания из белого известняка разобрали, камень продали на бут, а вместо благородных строений появились гадкие черно-серые гранитные параллелепипеды. Их центральной идеей было «пространство» внутри, где должны были передвигаться люди. К сожалению, это еще означало и то, что место, где люди могли бы присесть, проектом не предусматривалось. После потока жалоб в зале, расщедрившись, поставили целых… двенадцать скамеек, поскольку архитекторы не хотели портить художественное впечатление от просторных залов такими тривиальными соображениями, как удобство пассажиров. Но в запасе было кое-что похуже. По ночам главный вестибюль вокзала с большим вкусом освещался снизу вверх.

На расстоянии это выглядело очень импозантно, если только вы не были в числе прибывающих ночью пассажиров, безжалостно ослепляемых прожекторами, направленными вверх. Те, кому повезло не упасть на невидимых ступенях, должны были пройти сквозь строй нищих, бездомных и прочих бездельников, таящихся в тени огромных зданий. Сегодня положение несколько улучшилось: внутреннее «пространство» заполнено киосками, в которых продаются галстуки, нижнее белье и прочие нужные в поездке вещи, а фасад освещается теперь сверху вниз. Во многих странах мира, включая Китай, традиционные жилища строились вокруг внутреннего дворика, чтобы впускать в дом нисходящий свет. Китайцы любили украшать внутренний дворик растениями. Поскольку в течение дня солнце меняло свое место на небосклоне, его прямые лучи освещали то одну часть двора, то другую. Чтобы обеспечить растения максимальным количеством солнечного света, их выращивали в горшках, которые вручную переставлялись по двору так, чтобы на них все время попадали солнечные лучи. Такие растения назывались бэн-цао, что означает «движущиеся растения». Отсюда японцы вывели слово бонсай, обозначающее миниатюрные ландшафтные сады. Иногда приходилось принимать отчаянные меры, чтобы уловить нисходящую ци. В Англии в больших викторианских домах, которые хорошо знакомы почитателям Шерлока Холмса, были подвалы, где жила и работала домашняя прислуга. Какое-то количество отраженного света проникало внутрь через окно, выходящее в глухой дворик, где часто делался отдельный вход для торговцев. Сегодня многие из этих подвалов превращены в отдельные квартиры, которые, благодаря своему расположению в центре города, пользуются большим спросом. В домах меньшего размера подвал был одновременно угольным складом и прачечной. (Как ни удивительно, никому и в голову не приходило, что заниматься стиркой в угольной яме, по меньшей мере, несообразно. ) Хотя в подвале и было окно, свет в него попадал через узкий колодец, закрытый решеткой на уровне тротуара. Один мой китайский друг, побывав в Лондоне, был просто в ужасе оттого, что кто-то может по своей воле жить в местах со столь ужасным фэн-шуй. Еще больше его поразило то, что эти места считались престижными. «Чтобы эти люди могли добиться успеха в жизни, заявил он, им нужно куда-нибудь переехать». Его мнение подтверждается тем, что обитатели этих квартир часто либо используют их как свой официальный адрес, имея постоянное жилище в другом месте, либо живут там временно. Совершенствование световой циОценивая поток световой ци, нужно помнить о следующем принципе: какого бы типа ни была ци, она должна в своем течении извиваться, а не двигаться прямолинейно. В случае со светом, естественно, это не вполне возможно, поскольку двигаться в пространстве по кратчайшему возможному пути это природное свойство света. Двери и портьеры помогут затруднить его выход по прямой, а зеркала и отражающие поверхности поспособствуют изменению направления его пути. Нельзя также забывать и о важности нисходящего света. В дальнейшем мы подробно рассмотрим различные комнаты в здании и те способы, которыми ци направляется в нужное русло для решения разных по своему характеру задач. Мы увидим, что, несмотря на широкий диапазон возможных решений, применимых к той или иной конкретной ситуации, в их основе всегда лежат простые ориентиры, названные выше.

Тепловая циЗдания нуждаются не только в свете и воздухе. Почти всегда им нужно и отопление. Свойства освещения и отопления существенно различаются. Свет движется по прямой, а согреть здание можно открытым огнем в разных комнатах, или при помощи каналов, через которые в помещение вдувается теплый воздух, или трубами центрального отопления. Все это различные способы транспортировки тепловой ци. Б традиционном доме для китайской семьи тепловая ци вытекает из кухонного очага и распространяется по всему дому. В этом смысле она отличается от остальных видов ци, которые приходят в дом извне. Тепловая ци похожа на ток крови. Она путешествует по телу, но, если нет открытой раны, кровь не притекает в тело и не вытекает из него. Бережный домохозяин старается сократить ненужные расходы на топливо, предотвращая сквозняки. В организме человека есть свой термостатический механизм, все время поддерживающий постоянную температуру. Так и в доме должна поддерживаться постоянная температура в определенных пределах, чтобы предотвратить разрушение конструкции от жара или мороза. Камины поощряют движение тепловой ци. Часть тепла излучается самим пламенем, а часть переносится теплым воздухом. К сожалению, большое количество тепла вылетает в дымоход, если только он не устроен так, чтобы горячий воздух проходил через весь дом. Некоторые старые дома имеют дефект планировки трубы дымоходов проходят по наружной стене дома, из-за чего большая часть тепла теряется в окружающем мире. Если бы тогдашние архитекторы знали, что камин олицетворяет собою сердце дома, они, несомненно, проектировали бы камины с дымоходами в центральной части дома, а не с краю. Итак, открытый дымоход слишком быстро уводит ци из дома. Самое простое решение этой проблемы повесить большое зеркало над камином, хотя это вызвало бы сильнейшее беспокойство наших пращуров. Дело в том, что в давние времена, когда леди носили широкие юбки на кринолинах, всегда была опасность, что женщина загорится, разглядывая себя в зеркале над очагом. Сегодня, когда большие открытые камины стали в основном украшением и не играют практической роли, зеркало над каминной полкой является насущной необходимостью, ибо оно направляет и тепловую, и световую ци в другое, более выгодное, русло. Широко известным фактом является то, что тепло поднимается, или, на языке фэн-шуй, тепловая ци восходит, тогда как световая ци нисходит. Различные стороны эффективного и экономичного отопления исчерпывающе изучены на Западе и стали обыденными фактами повседневной жизни, поэтому дальнейшие комментарии относительно тепловой ци вряд ли необходимы.

Подвижная циПеремещение людей, будь то пешком или на транспорте, по дороге или по реке, сталкивает нас с другой формой ци подвижной ци. Есть целая отрасль фэн-шуй, занимающаяся исключительно водными потоками. Ее принципы изложены в древнем классическом тексте, называемом «Водяной Дракон»*. Непрерывное движение людей и машин по дорогам и дорожкам похоже на течение реки. Со временем и то, и другое изменяет природные контуры земли. На речных излучинах берега постоянно подмываются, пока река, в конце концов, не найдет более удобное русло, оставив позади старицу. Точно так же, протоптанные тропы имеют тенденцию к спрямлению, поскольку люди выбирают кратчайший путь. По этой причине, глядя на изгибы дорог и дорожек для выяснения того, благоприятны они или нет, специалисты фэн-шуй будут следовать стандартам, первоначально сложившимся с учетом эффекта тех или иных конфигураций водных путей. Сами собой напрашиваются вопросы: хорошую или плохую судьбу переносит река и, собственно, приносит она ее или уносит. Конечно, мы нуждаемся в воде так же, как мы нуждаемся в огне, но выход и того, и другого из-под контроля чреват бедой. Обе эти силы должны быть обузданы и заключены в рамки. Беспрепятственно текущая вода не приносит ни добра, ни зла, но она может принести перемены. Легко плыть по течению, трудно идти против него. Если вода находится внизу, ее при необходимости можно поднять наверх. Если вода наверху, она может сломать преграду и устроить наводнение. А теперь предположим, что река течет плавно, а затем ландшафт меняется и она должна изменить свое направление. Представим также, что течение отклоняется вправо. Сила воды со временем подмоет левый берег, стоящий на ее пути. Вымываемый грунт будет уноситься водой и откладываться на правом берегу. Отсюда происходит правило о том, что расположение дома на речном берегу внутри излучины благоприятно. Напротив, неблагоприятно положение дома на другом берегу реки, когда колено направлено в его сторону. В первом случае земля перед домом будет прирастать, а во втором вымываться. Те же факторы применимы к дому, стоящему на изгибе дороги, хотя в этом случае их толкование будет иным. Если колено дороги направлено на дом, он уязвим, ибо в него может врезаться слишком быстро движущееся транспортное средство. У дома, стоящего с внутренней стороны изгиба, этих проблем нет. Другой принцип гласит, что нужно видеть воду приходящую, а не уходящую. Вода, приходящая к дому, чиста. В доме она используется для приготовления еды, стирки и уборки, так что из дома она уходит уже грязной и нездоровой. Поэтому важно, чтобы грязная вода стекала в дренажную трубу в земле, унося с собой отходы. Следующий пример, может быть, позабавит читателя это повсеместно приводимый пример с дверью туалета и крышкой унитаза. Их следует держать закрытыми, иначе будет видна уходящая вода. В кантонском диалекте слово сой (вода) используется для жаргонного обозначения денег. Видеть, как в трубу уходит сой, значит видеть, как туда же уходят ваши деньги.

От водных путей к автомобильным дорогамСтремительный рост моторизованного уличного движения в XX веке означает, что древние принципы подвижной ци приобрели сегодня особое значение. Для понимания и преодоления проблем, связанных с планированием новых дорог, шоссе и городских объездных магистралей, необходимо понимание теории подвижной ци. Дороги должны обеспечивать быстрое передвижение транспорта с минимальным его воздействием на среду. Они должны обеспечивать достижение транспортными средствами своего пункта назначения с наименьшими затруднениями. При строительстве дорог, примыкающих к шоссе, необходимо обеспечить плавное и безопасное слияние транспортных потоков. При планировании объездных дорог вокруг городов стоит задача избежать заторов и пробок. При этом улицы городов и городков могут быть насыщены препятствиями, призванными уменьшить скорость дорожного движения и сократить его вредное влияние на прилегающие участки. Когда нам предстоит посетить несколько мест, мы тщательно планируем свой маршрут, чтобы избежать ненужных петель и возвращений. Опять-таки, если мы отправляемся за покупками и знаем, что среди них будут тяжелые или объемные пакеты, мы постараемся оставить такие покупки на последний момент. Мне до сих пор любопытно, какой урок извлекла одна молодая пара, которую я однажды видел громко спорящей и ссорящейся над новеньким мусорным контейнером, непредусмотрительно купленным ими в самом начале похода по магазинам. Будь то трансконтинентальная скоростная автотрасса или выход в город за покупками, логика планирования та же, что определяет течение ци по зданию. Иногда проектировщики не замечают очевидного. Есть автобусные станции, очень умно спланированные так, чтобы автобусы подходили к своим платформам, не пересекая дорогу остальному транспорту. И при этом ничего не предусмотрено для того, чтобы пассажиры могли безопасно подойти к своим автобусам. Один из ведущих аэропортов мира был открыт с большой помпой. Главной его достопримечательностью была великолепная серия движущихся дорожек-транспортеров, быстро и удобно доставляющих пассажиров к выходам на посадку. К сожалению, никто не учел, что пассажиры иногда могут что-нибудь забыть и им нужно будет вернуться в зал ожидания. Реки не текут в двух направлениях сразу, и поезда не должны идти навстречу друг другу по одной и той же колее. Так же и там, где есть движение ци: она не должна наталкиваться сама на себя из-за того, что она приходит и уходит по одному и тому же пути. Недавно меня попросили высказать свое мнение по поводу одной художественной галереи. Я с удивлением обнаружил, что посетители входили в галерею и выходили из нее одним и тем же путем, лишаясь, таким образом, удовольствия все время переходить к еще не виденным картинам. Достаточно было поставить большую картину на мольберте сразу же на входе в зал, как ци стала обтекать ее. Посетители не могли видеть последние картины выставки, не пройдя мимо предшествующих. Это создавало чувство интриги и заинтересованного ожидания вместо несвоевременной разрядки. Если применить принцип водных потоков к дорогам, можно увидеть, что магазин, кафе или предприятие автосервиса, выходящие фасадом на приближающийся к нему транспортный поток, находятся в более выгодном положении, чем если бы оно смотрело на удаляющиеся от него машины*.

Водитель, естественно, более склонен замечать магазины, чьи фасады обращены к нему, будь они на его или противоположной стороне дороги. Принцип благоприятности вида приближающейся воды, а значит, и транспорта, особенно запомнился мне несколько лет назад, когда я отправился расследовать странный случай в Бирмингеме (Англия). В тихой жилой зоне в конце тупика стояло около семи домов. Все семьи, кроме одной, испытали на себе удары судьбы. Шесть из семи браков распались. В седьмом доме жили две сестры. С точки зрения фэн-шуй тупик сам по себе неблагоприятен, как это станет ясно через минуту. Но ситуация была осложнена еще и тем, что позади этих домов проходила улица с односторонним движением, примыкающая к шоссе. На языке фэн-шуй это означает, что вся положительная ци высасывалась из домов, лишая их жизненной силы и удачи. Но это же явление может объяснить и западная психологическая наука. Глядя в окно, человек видел автомобили, автобусы и прочий транспорт, мчащийся по своим делам. Из окна были видны только удаляющиеся от дома машины. Несомненно, что непрерывная процессия уезжающих путешественников должна была посеять чувство неудовлетворенности в сознании людей, обреченных сидеть и смотреть на это. Фасад это лицо дома, по которому можно прочитать судьбу всего здания и предначертание для тех, кто в нем живет. Иногда ориентацию дома можно изменить, перенеся входную дверь. В некоторых случаях нет нужды делать даже это. Достаточно лишь реорганизовать дом. Однажды меня пригласили посмотреть на модернизированный фермерский дом в глухой деревушке. Найти дом было совсем нетрудно, но когда я туда приехал, то не мог обнаружить главный вход. То есть парадная дверь была, но она выходила прямо на газон, к ней не вела ни одна тропинка, и ею явно никогда не пользовались. С боковой стороны дома было крыльцо, которое выглядело как вход. Как я позже выяснил, молочник, почтальон и разносчик газет считали, что это и был вход. Но эта дверь тоже не была входом в дом. Она была входом в офис, присоединенный к дому. Нет, настоящий вход был через кухню позади дома. Я обратил внимание семьи на то, что вход в дом это его лицо и что характер дома проявляется в его чертах. Этот дом смущал посторонних и, возможно, сам чувствовал такую же растерянность. С явной заинтересованностью семья отметила, что у них были постоянные проблемы с дверями, которые то не открывались, то не закрывались совсем. Я объяснил им, что дом, вероятно, пытался найти свою собственную ориентацию, и порекомендовал семье открыть парадный вход и проложить подход к нему. Вход через кухню можно использовать для обыденных нужд, но после того, как откроется и начнет использоваться парадная дверь, характер дома получит развитие и будет стимулировать гармонию в семье. Довольно часто бывает, что дома с точки зрения фэн-шуй строятся задом наперед. Классическим примером служит один очаровательный сельский дом из неотесанного камня с чрезвычайно интересной историей.

В одной из его верхних комнат сходились на тайные собрания религиозные диссиденты во времена нетерпимости и репрессий. Этот дом в его теперешнем виде был на самом деле результатом соединения и перестройки двух или трех каменных домов, где раньше жили рабочие. Они стояли на повороте дороги, защищенные от дорожного шума узким садиком, и выходили фасадом на другую небольшую дорогу, спускавшуюся с холма и упиравшуюся в маленькие кованые железные ворота. Вы, конечно, уже заметили, что фэн-шуй этого дома имел две погрешности. Во-первых, дом стоял на изгибе дороги и, во-вторых, выходил на перекресток. Хуже того, дом стоял на склоне холма, и его фасад был обращен к уходящему вверх склону. Я сказал даме, проживавшей в нем, что, похоже, дому угрожает опасность наводнения. На эту мысль наводила подходящая к дому дорога, которая в случае проливного дождя становилась естественным руслом для потока. Она подтвердила, что именно так все и обстояло. Со стороны дороги каменный фасад дома казался одноэтажным, но стоило войти в дом, как становилось понятно, что он был построен вверх ногами. Остальные его два этажа образовывали более низкие уровни по склону холма. Самый нижний этаж вел в сад с лужайкой, ограниченной с дальней стороны коротким сельским проездом. За проездом начиналась небольшая роща, в которой пешеходный мостик вел через журчащий ручей. Глядя на дом именно отсюда, я понял, что с позиций фэн-шуй модернизация была выполнена шиворот-навыворот. С удобной наблюдательной позиции в саду было видно, что дом трехэтажный. Его задняя дверь находилась по центру, а по обе стороны симметрично располагались аккуратные старомодные окна. Это был каменный фасад, не уступавший по элегантности георгианским усадьбам. Нужны были только небольшие переделки задней двери да прокладка подъездной дорожки к дому от проезда сквозь сад, чтобы превратить ее в парадный вход. Холмы позади дома из угрозы превратились бы в защиту. Железные ворота, в которые упирался Т-образный перекресток, надо было убрать, а проем в стене заложить камнем. Это заодно создало бы серьезный барьер на пути ливневых потоков и предотвратило бы затопление даже в самые проливные дожди. Была реальная возможность развернуть дом на 180 градусов, не трогая в нем ни одного камня


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru