Интервью с альпинистом, помогающим туристам покорять Эверест

Интервью с альпинистом, помогающим туристам покорять Эверест

Альпинисты и гиды Шерпа являются незаметными героями Эвереста. С тех пор, как мир впервые обратил свое внимание на самую большую гору в мире, местные альпинисты, не афишируя себя, принялись помогать путешественникам наверху. Первыми альпинистами, которые покорили Эверест, были Эдмонд Хилари и Тензинг Норгей. Последний был посвящен в рыцари и представлен к награде.

Но путь Шерпа не заключается в борьбе за внимание, объясняет Карма Шерпа, альпинист, владелец организации «Горные путешествия Шерпа». «Люди Шерпа помогают путешественникам с запада дойти до вершины», просто сказал он. Карма, выросший в Таксинду в Непале, и начавший возглавлять походы, когда ему только исполнилось 17 лет, родился в семье профессиональных альпинистов. Его двоюродный брат, Бабу Чихири Шерпа, установил мировой рекорд по самому долгому времени пребывания на вершине Эвереста – 21,5 часов без кислорода. Пока он был жив, он также установил рекорд по самому быстрому подъему на гору без кислорода, дойдя до вершины меньше чем за 17 часов.

«Вот что вдохновило меня на то, чтобы заниматься этим делом», сказал Карма. Он основал организацию «Горные путешествия Шерпа» примерно 11 лет назад. Карма со своим братом Пхурва Шерпа возглавляют подъемы на гору. Карма также работает в некоммерческой организации «Между Мостами», которая обучает грамотности женщин Непала, живущих в деревнях.

Карма выделил время, чтобы рассказать журналистам BBC о восхождении на гору Эверест, культуре Шерпа, и о том, как все изменилось со времен катастрофы, случившейся на Эвересте в 1996 году, и на которую обратил внимание его друг Джон Кракауер, написав книгу «Тонкий воздух».

Журналист: Не могли бы вы рассказать нам об экспедициях, которые вы возглавляете каждый год?

Карма: в следующем году я буду координатором для четырех человек во время восхождения на вершину Эвереста. Ранее, мы провели около 50 или 60 походов к Основному Лагерю и еще несколько по другим горам Непала. Это очень небольшое количество людей, по сравнению с тем, сколько человек поднимается на Эверест без нашей помощи, но я хочу, чтобы все было в порядке, чтобы все было под контролем. А также я просто хочу дать путешественникам возможность получить хорошие впечатления и опыт.

Ж: Сколько в среднем стоит отправиться в поход?

К: И так, вот в чем дело. Есть несколько способов (в регионе) отправиться в поход. Один из них, это останавливаться в чайных домиках. Этот тип путешествия менее дорог, чем путешествие с палатками, но все зависит от того, какой тип отелей вы выберете для привалов в Катманду. Стоимость таких путешествий начинается с 2,200$.

Путешествие с палатками (с остановками в кемпингах) включают в себя носильщиков, плату за кемпинг, персонального шеф-повара, все это на 17 – 18 дней. В зависимости от того сколько человек будет в группе, цена может колебаться от 3,400$ до 3,800$. С горы Кала Патта, куда мы поднимаемся, открывается прекрасный вид на Эверест. Эверест кажется таким близким, но в то же время весь вид на горный хребет Гималаев является впечатляющим.

На экспедиции для больших групп, многие компании тратят около 65000$. Стоимость экспедиции большой группы в моей компании составляет 45000$. Такая разница в цене выходит из-за того, что я коренной житель Шерпа и со многими людьми у нас есть договоренность.

Ж: Сколько альпинисты должны заплатить своим гидам и/или носильщикам?

К: Ну, я имею ввиду, что у нас нет точно указанной суммы. Моя компания рекомендует заплатить 10% от общей суммы. Некоторые люди дают меньше, некоторые больше.

Ж: В какой валюте должны быть деньги, которые путешественники берут с собой при подъеме на Эверест?

К: Непальские рупии.

Ж: Какой совет вы можете дать альпинистам, которые собираются присоединиться к экспедиции?

К: По собственному опыту могу сказать, что чтобы совершить подъем на Эверест, люди должны иметь некоторые навыки скалолазания. Но физическая выносливость более важна, чем технические упражнения… Я имею в виду, что восхождение на Эверест во многом зависит от везения. Человек должен иметь большую удачу. Не имеет значения кто вы, иногда очень непросто добраться до вершины. Много вещей должны совпасть – погода, хорошее физическое самочувствие, хороший проводник.

Ж: Вы стали гидом в 1995 году. На что это было похоже быть гидом во время катастрофы в 1996 году, когда девять альпинистов погибли 11 мая?

К: Я был на востоке в это время, но мой лучший друг – мы вместе выросли – был частью экипажа Основного Лагеря. Он был главным поваром в Основном Лагере в той экспедиции. Мы все были опечалены, потому что столько людей оставили свои жизни там. Но это был несчастный случай. Вы никогда не можете знать наверняка (полностью) как поведет себя природа.

Мы выяснили, что когда люди считают себя очень опытными альпинистами, они более беспечны, но дело в том, что когда вы слишком беспечны, может случиться все, что угодно. Это может случиться в любой момент, за рулем ли вы или в походе. Вот почему, когда я веду людей в горы, я всегда говорю, не важно, какой опыт восхождения на горы у вас есть, гора всегда остается горой. Вы должны быть внимательны и должны знать условия. Когда есть угроза плохой погоды, успокойтесь, переждите и отправьтесь в поход на следующий день.

Так как мы шерпа, мы знаем, что погодные условия могут измениться в любой момент. Даже самый солнечный день в любой момент может смениться плохой погодой. Мы живем здесь уже столько лет, поэтому мы можем быть уверенны в определенных вещах. Также, люди Шерпа уважают Эверест, как часть матери Земли. Когда мы взбираемся вверх, мы должны быть очень аккуратны и уважать природу. Иногда, люди, которые не знают об этой традиции, делают все, что им захочется – взбираются, как им заблагорассудится, а потом иногда с ними случаются несчастные случаи.

Ж: Писатель Джон Кракауер, ваш друг, был одним из тех, кому удалось выжить в той трагедии. Что по-вашему изменилось с тех пор как он написал книгу «Тонкий воздух» про катастрофу 1996 года?

К: После этой трагедии, возможно, сами гиды изменили свое отношение к походам (перестали быть слишком самоуверенными). Но, наверное, не слишком многое изменилось с точки зрения правил поведения в горах. Восхождение на Эверест отличается от восхождения на любую другую гору. Когда люди взбираются на Эверест, шансы, что им будет сопутствовать хорошая погода, очень малы. У них будет только несколько хороших дней. Вот почему столько людей хотят подняться туда за очень короткое время. Поэтому они взбираются к Основному лагерю и там ждут сводку о погоде и уже после этого, в случае если сводка покажет, что погода будет хорошей, все выступают в поход на вершину.

Ж: Стал ли туризм главной индустрией для вас и всего местного населения?

К: Да, в том смысле, что Непал был закрыт для посещения гостей с запада до 1953 года. Уже после 1953, двери иностранцами распахнулись, и с тех пор весь регион, близлежащий к Эвересту, стал всемирно знаменитым местом путешествий. Люди приезжают с разных уголков мира, чтобы попасть на Эверест и Сагармату (национальный парк), который является объектом всемирного наследия. У нас находится самая красивая гора планеты, называемая Ама Даблам. А также один из крупнейших ледников мира, ледник Кхумбу.

Ж: С тех пор как вы и ваш брат росли здесь, вас когда-нибудь заботило то влияние, которое могли принести западные туристы на Эверест?

К: Всегда и во всем есть что-то хорошее и плохое. Но, насколько я знаю, позитивные факторы превышают негативные. С приездом туристов возникло много рабочих мест. Туризм – главная часть индустрии, которая поддерживает экономику страны. И люди Шерпа ценят туристическую индустрию; они всегда рады иностранным туристам. Я имею в виду то, что есть некоторые изменения и влияние, которое мы можем заметить. В некоторых местах наша культура исчезает, что является негативным последствием; но учиться новым вещам неплохо. А если хранить свою культуру и одновременно учиться чему-нибудь новому, то это даже хорошо. Но иногда, когда люди учатся новым вещам, они забывают старые… поэтому, я всегда поощряю людей, хранящих то, что у нас есть и одновременно изучающих чужие культуры.

Ж: Люди Шерпа путешествуют по Эвересту и окружающим его землям десятилетиями. Как они относятся к западным альпинистам, которые имеют больший альпинистский опыт и лучшее оборудование?

К: Ну, я думаю, возможно, есть вероятность возникновения споров между некоторыми людьми. Но, в общем, люди Шерпа, не сильно переживают по этому поводу. Они больше специализируются на помощи людям и доставке людей на вершину. В прошлом не было такой конкуренции между альпинистами в установлении рекордов. Но после того, как несколько человек установили рекорды, и стали успешными, у людей включился инстинкт, который заставляет их бить рекорды. По моему мнению, дух соревнования является хорошей вещью, если это не заходит слишком далеко. Некоторые люди превращают соревнования в негативное явление. Это создает проблемы и сеет раздоры среди участников соревнований и среди альпинистов, рушит дружбу. Но если кто-то добился успеха, мы все должны порадоваться этому. Этому учит буддизм и культура Шерпа.

Ж: Какая часть работы гидом вам нравиться больше всего?

К: Когда ты работаешь гидом, ты знакомишься с новыми людьми. Ты заводишь знакомства с этими людьми, и вы становитесь друзьями. Причина, по которой я хотел стать гидом – это любовь к людям и любовь ко всем культурам, которые они с собой приносят. Когда вы делаете эту работу, вы находитесь в окружении новых людей, и вы находите новые связи. Мне нравиться, что нет никакой разницы, где вы живете, в какой семье вы родились, какой вы религии, или в какой культуре вы выросли, когда у вас возникает общение такого рода с людьми, все становится единой вселенной.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru