Словарь терминов йоги

Словарь терминов йоги

Абхинивеша — стремление жить; одна из пяти причин возникновения привязанности.

Абхьяса — практика, регулярная или постоянная тренировка, дисциплина.

Авидья — незнающий, неразумный, неученый, духовное невежество.

Аджна-чакра — управляющее колесо; шестой из семи главных энергетических центров в тонком теле человека, располагающийся в пространстве между бровями.

Адхикара — пригодный, предназначенный, квалификация.

Амрита — бессмертный, непреходящий; нектар бессмертия; выделяется центром, расположенным в головном мозге или в горле.

Ананта — неизмеримый, бесконечный, безграничный, вечный; имя Шеши, предвечного тысячеголового змея, поддерживающего равновесие мира, символа вечности.

Антарайя — препятствие, любая преграда на пути к конечной цели йоги. В классической йоге таких девять: болезнь (вьядхи), инертность (стьяна), сомнение (самшая), апатия или разочарование (прамада), лень (аласья), чувственное потворство своим желаниям (авирати), блуждание ума (бхранти-даршана), неспособность достигать следующих йогических уровней, или рассеянность (алабдха-бхумикатва), и неумение удержаться на йогических уровнях, или нестабильность (анавастхитатва).

Апаварга — раскрепощение, завершение, блаженство.

Апана-вайю — нижний ветер, один из пяти потоков жизненной энергии; стимулирует и регулирует опускающуюся вниз энергию выделения, которая заставляет нас отдавать или дарить.

Асана — поза, положение тела.

Асмита — самость.

Атман — истинное Я.

Ашта-анга-йога — восьмиступенчатая система йоги, в которую входят классические практики: яма, нияма, асаны, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.

Бандха — замок или узы.

Брахма-двара — врата Брахмана, точка входа сушумна-нади в основании позвоночника.

Брахма-рандхра — отверстие Брахмана, точка выхода сушумна-нади в районе макушки.

Буддхи — высший разум.

Бхаванаты — свойства; общее название, включающее четыре позитивных состояния сознания: дружелюбие (майтри), радость (мудита), сострадание (каруна) и уравновешенность (упекша или саматва).

Бхакти — преданность, любовь (к Богу).

Вайрагья — отрешенность, свобода от мирских желаний.

Вашти-прана — индивидуальная прана.

Вивека — проведение различий, пристрастность.

Викшепа — отвлечение, заблуждение, четыре классических препятствия: страдание или боль (духкха), депрессия или меланхолия (даурманасья), физическая нервозность и дрожь в теле (ангам-еджаятва) и нерегулярность вдохов и выдохов (шваса-прашваса).

Вритти — волнение, движение сознания (читты).

Вьяна-вайю — циркулирующий ветер, один из пяти жизненных потоков, регулирующий процессы распространения полученной энергии на весь организм.

Гуна — нить или качество; традиционно считается, что их три: раджас, тамас и саттва.

Двадаша-анта — конец двенадцатого пальца; двенадцатый энергетический центр, расположенный вне тела.

Двеша — отвращение, неприязнь.

Джапа — декламация, повторение молитв или мантр.

Джива-атман — индивидуальное Я живого существа.

Дживан-мукти — прижизненное освобождение.

Джнана — высшая мудрость.

Духкха — печаль, страдание, боль, мучение.

Дхарана — концентрация, шестая из восьми ступеней классической йоги.

Дхьяна — медитация, седьмая из восьми ступеней классической йоги.

Ида-нади — канал успокоения, один из трех основных каналов в тонком теле, расположенный слева от сушумна-нади.

Индрии — принадлежащие Индре одиннадцать органов чувств (в классической йоге): пять органов восприятия (джнана-индрии) — глаза, уши, нос, язык, кожа; пять органов действия (карима-индрии) — кисти рук, стопы, голос, анус, половой орган; и разум (манас).

Ишвара — Господь в классической йоге.

Кайвалья — совершенное одиночество, в классической йоге отрешенность души от всей окружающей природы, прекращение цикла рождений и смертей.

Канда — яйцевидная луковица, корень всех энергетических каналов (нади), обычно расположена рядом с основанием позвоночника или в середине тела.

Карма — действие.

Кевала-кумбхака — абсолютная остановка, высшая форма практики задержки дыхания (кумбхаки).

Кумбха — горшок, кувшин для воды; термин, используемый для обозначения туловища человека.

Кумбхака — подобный горшку, кувшину, общее название практики задержки дыхания.

Манас — низший разум.

Мантра — молитва.

Меру-данда — жезл Меру, образное название человеческого позвоночника, который сравнивается с мифической горой Меру, расположенной, по мнению индуистов, в центре Вселенной.

Мокша — освобождение или раскрепощение.

Мудра — печать, обычно выполняется путем сокращения мышц или ритуального расположения рук.

Мукхья-прана — первая прана, название космической праны в противопоставлении индивидуальной.

Мумукшутва — готовность быть свободным, стремление к освобождению.

Нада — тонкий внутренний звук.

Нади — канал жизненной энергии в тонком теле.

Нади-чакра — вся сеть, или колесо, каналов жизненной энергии (нади).

Ниродха — сдерживание, контроль.

Нияма — самоочищение посредством дисциплины, вторая из восьми ступеней йоги. В нее входят: чистота (санха), удовлетворенность (сантоша), аскетизм (тапас), самообразование путем изучения священных книг (свадхьяя) и посвящение Господу всех своих действий (Ишвара-пранидхана).

Пари-карман — йогические помощники.

Пингала-нади — рыжевато-коричневый канал, один из трех главных энергетических каналов в тонком теле, расположенный справа от сушумна-нади.

Пракрита — материя или природа.

Прана — жизненная энергия, дыхание.

Прана-вайю—передний ветер, один из пяти жизненных потоков, стимулирует и регулирует энергию присвоения или поглощения.

Пратьяхара — самоограничение, отключение чувственных восприятий, пятая ступень восьмиступенчатой системы йоги.

Пуруша — сознание, дух, Я.

Рага — привязанность, одна из пяти причин страдания (клеши).

Раджа-йога — королевская йога, другое название классической школы Патанджали.

Раджас — активность, энергия, одна из трех гун.

Сакшин — Свидетель, термин, часто используемый для обозначения Я.

Самадхи — слияние, соединение, восьмая ступень классической йоги.

Самана-вайю — средний ветер, один из пяти жизненных потоков, регулирующий процессы усвоения; огонь в животе.

Саматва — уравновешенность.

Самашти-прана — космическая, всеобщая прана.

Сантоша — довольство, одна из пяти ниям.

Сатгва — жизненность, одна из трех гун.

Сахасрара-чакра — энергетическое колесо, расположенное в верхней части головы.

Свадхьяя — самопознание, самообразование путем чтения священных книг, одна из пяти ниям и в то же время одна из трех практик йоги действия Патанджали.

Сиддхи — необычные способности, чудесные силы.

Сукха — легкий, приятный.

Сушумна-нади — самый милосердный канал, центральный канал в тонкой сети нади.

Тамас — темнота, невежество, одна из трех гун.

Удана-вайю — верхний ветер, один из пяти жизненных потоков, регулирующий энергию выражения.

Чакра — энергетический центр или колесо; традиционно принято считать, что в сушумна-нади располагаются семь таких колес.

Читта — человеческое сознание.

Яма — универсальные нравственные заповеди: первая ступень восьмиступенчатой практики; ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), свобода от желания украсть (астея), воздержание (брах-мачарья) и свобода от желания собирать и копить (апариграха).


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru