Ниппон-кэмпо (Японский бокс)

Ниппон-кэмпо (Японский бокс)

Из глубины веков

Трудно представить, что нынешний японский вид спорта, являющийся настоящим национальным достоянием, некогда был жестоким видом выяснения отношений голыми руками и ногами. Говоря о кровопролитном виде борьбы, мы имеем в виду сумо, точнее тот вид борьбы, который, по мнению многих, послужил прообразом дзю-дзюцу и сумо. Кажется невероятным, но название вида спорта, прозванного обывателями Запада «борьбой толстых», использовалось некогда для обозначения схваток не на жизнь, а на смерть.

Так, в «Анналах Японии» («Нихон-сёки») присутствует эпизод о поединке двух бойцов, состоявшийся, якобы, в 230 г до н. э. пред светлыми очами императора Суйнин в провинции Идзумо. Непобедимый Кэхая из края Тадзима противостоял Номи-но Сукунэ из Идзумо. Видимо, в схватке Сукунэ «помогли родные стены», но представитель Идзумо одолел-таки приезжего поединщика. Номи-но Сукунэ нанёс мощный удар ногой в солнечное сплетение, и Кэхая упал без чувств. Почувствовав свою безнаказанность и полную свободу действий, Сукунэ в прямом смысле растоптал противника. Он запрыгнул на Кэхая и прикончил его, сокрушив кости таза и нанеся повреждения позвоночнику. А после этого Сукунэ, погубивший своего оппонента столь далёкими от гуманных идеалов современного спортивного сумо средствами, был провозглашён первым чемпионом по сумо. Имя этого легендарного бойца стало весьма популярным среди борцов следующих поколений.

Вряд ли можно говорить о том, что этот поединок, описанный в гораздо более позднем труде «Нихон-сёки» (дата его появления - VIII в), отражал какие-то чёткие концепции ведения рукопашной хватки, и тем более сложно говорить о том, как эта древняя битва повлияла на развитие и становление таких систем как сумо или дзю-дзюцу. Объективно можно говорить о том, что связь между тем древним воином Номи-но Сукунэ и нынешними видами единоборств не большая, чем связь между былинным Ильёй Муромцем и «русским стилем» Алексея Кадочникова или славяно-горицкой борьбой, «творчески восстановленной» на «основе фольклора».

Однако данный эпизод – пусть даже и придуманный автором-составителем «Нихон-сёки» – оказал важное влияние на формирование идеологической базы японских видов борьбы. Легенда, живописующая кровопролитную рукопашную схватку, была «взята на вооружение» и лидерами нихон-кэмпо. Историю своего вида они начинают, как, в общем-то, принято на Востоке, с незапамятных времён, хотя настоящая его история насчитывает менее сотни лет. И нам известно как имя создателя нихон-кэмпо, так и то, чем он, собственно, занимался.

Рождение нихон-кэмпо

Итак, «отцом» ниппон кэмпо смело можно назвать мастера Саваяму Кацу (также Саваяма Масару или Саваяма Мунэоми – 1906-1977 гг), потомственного самурая из клана Накаока. С детских лет Саваяма постигал основы дзюдо, довольно молодого вида борьбы, возникшего, как известно, благодаря подвижнической деятельности по возрождению и популяризации в новом виде системы физического и духовного воспитания, известной ранее под названием дзю-дзюцу. Саваяма был мастером Кодокан дзюдо. Учителем его также был некий Курояма Такамаро (1895-1977), 8 дан и руководитель Кокакай. Позже, поступив в университет Кансай в Осаке, Саваяма познакомился с новым для той поры видом воинского искусства – каратэ. Каратэ стиля Сито-рю преподавал в те годы в г. Осака мастер Мабуни Кэнва, хранитель многих традиций окинавского каратэ. К Мабуни Саваяма попал, будучи уже сведущ в воинских искусствах. Говорят, он был в то время капитаном студенческой команды по дзюдо и обладателем 5 дана, что говорит о его выдающемся мастерстве. Ясно, что взять на себя ответственность по созданию нового и самостоятельного вида спорта мог человек активный и незаурядных способностей.

В одном из выпусков журнала «Ниппониа», полностью посвящённом воинским искусствам, говорится, что Саваяма Мунэоми свёл воедино лучшие техники различных стилей старинного дзю-дзюцу. Вполне возможно, что Саваяма использовал какие-то наработки старинных японских будзюцу, но очевидно, что ударная техника современного вида единоборства нихон-кэмпо представляет собой прикладной вариант цуки - и кэри-вадза каратэ, техники бокса, а броски и болевые приёмы почти идентичны дзюдо. Все эти приёмы наверняка не были восприняты им «вслепую», а прошли ряд изменений в соответствии с требованиями и насущной необходимостью контактного рукопашного боя, каким стало его детище.

Идея об использовании защитного снаряжения в свободных поединках вряд ли пришла в голову Саваяме первому. Период 20-30-ых годов ХХ века был ознаменован рядом нововведений в каратэ. Попав в Центральную Японию, окинавское воинское искусство получило массовое распространение. Залы ведущих мастеров каратэ если не были заполнены до отказа, то не страдали от отсутствия учеников. Конечно, для многих преподавание рукопашного боя не было прибыльным делом. Так или иначе, каратэ стало популярным. Но, приобретя массовых сторонников, оно потеряло многое из того, что было у него в годы «затворнического» существования на Окинаве. Появились новые разработки в области методики преподавания.

Существовавшие прежде способы отработки приёмов «скрытых» в ката были неприемлемы в условиях группового обучения. Их почти заменили такие способы отработки отдельных приёмов, как иппон-кумитэ, нихон-кумитэ, санбон-кумитэ и гохон-кумитэ. Как признавал Кониси, бывший специалистом не только по каратэ, но и, прежде всего, по дзю-дзюцу и кэндо, эти способы были заимствованы из кэндо и дзюдо, поскольку являли собой много более систематизированные упражнения. Логика их последовательного усложнения отражала насущные требования времени, когда ситуация диктовала условия чёткого, логически обоснованного перехода от одного приёма к другому, то есть необходимость создания строгой методики. А «кустарные» окинавские методы представляли собой зачастую не всегда взаимосвязанные группы упражнений, пригодные для того, чтобы преподавать их нескольким ученикам, разъясняя каждое движение индивидуально. Нововведения были необходимы. А поскольку каратэ стало активно развиваться, всё острее вставал вопрос некоего соперничества между «пришлыми» и «местными» видами, не видимого на первый взгляд. Видимо, желая отличаться от дзюдо и других исконно японских систем боя, каратисты решили сделать крен в сторону «ударной системы». Преимущество ударов над захватами, бросками и болевыми приёмами (некогда составлявшими неотъемлемую часть каратэ) было провозглашено чуть ли не однозначным и не поддающимся сомнению.

Многие мастера каратэ того времени начали экспериментировать со свободными поединками. И наверняка подобный интерес был продиктован стремлением не отставать от дзюдоистов, в плане подготовки которых свободные спарринги являлись одним из обязательных и необходимых средств тренировки. Тогда же, видимо, и возникла идея использования в целях предотвращения травм кэндоистского снаряжения для поединков или подобного ему.

Курояма Такамаро

В то же время, когда в Центральную Японию проникло окинавское каратэ, свою популярность завоевывал и английский бокс. Каратэ было великолепным источником информации по ударной технике руками и ногами, бокс – по методам ведения боя верхними конечностями, тогда как дзюдо великолепно представляло борцовское наследие дзю-дзюцу.

В начале эры Сёва один из преподавателей дзюдо и дзю-дзюцу в Фукуоке мастер Курояма Такамаро (1895-1977) – он же был и одним из учителей Саваямы - с удивлением констатировал заметное оскудение техники атэми-вадза (техники ударных воздействий) в дзю-дзюцу того времени, и поддержал начинания Саваямы. Курояма Такамаро был инструктором по дзюдо главного полицейского управления столичной префектуры Осака. В 1926 году он основал «Ассоциацию великого пламени» (Кокакай, (президентом общества был Курояма Такамаро)), где его последователи занимались дзюдо. Позже к ним подключился Саваяма, и вместе с Куроямой они сформулировали лозунг: «Закалить тело и дух посредством практики дзюдо и кэмпо, чтобы служить государству и обществу». Кокакай стало центром развития нихон-кэмпо, «кузницей», в горниле которой «переплавлялись», испытывались новые идеи.

Саваяма, ещё будучи студентом, основал в университете Кансай города Осака Общество изучения каратэ и активно поддерживал идею возникновения контактных спаррингов, хотя первое время занятий как и многие каратисты, пользовался правилом «ограничения» контакта.

Однако позже, уже ближе к 40-ым годам, когда бум дзию-кумитэ – свободного спарринга – уже прокатился по большинству японских додзё каратэ, популярен стал «полуконтактный» спарринг без дополнительного снаряжения по принципу «сундомэ», то есть остановки атакующей конечности в сантиметре-трёх от точки предполагаемого касания.

Такую точку зрения Саваяма Мунэоми не мог разделять. Проведение свободных спаррингов с равным использованием ударной, бросковой техники и болевых приёмов он считал единственным способом подготовки к настоящему «уличному» поединку. Недостаток снаряжения, его дороговизна, сложности с использованием татами, не останавливали его, тогда как многие иные мастера каратэ пошли «по пути наименьшего сопротивления», начав использовать минимум из «материальной базы».

И со временем нихон-кэмпо стало прекрасным видом спортивного единоборства, сочетающего приёмы самого различного типа. Официальная история направления гласит, что в 1932 году Саваяма основал Дай Нихон-Кэмпо Кай, то есть «Союз Кэмпо Великой Японии», что произошло одновременно или даже раньше, чем были официально зарегистрированы в Бутокукай – «Обществе воинской добродетели» такие стили каратэ как Сито-рю, Годзю-рю и Вадо-рю и Сётокан. Полное название зарегистрированного Саваямой вида единоборств – «Дай нихон-кэмпо», то есть «Кэмпо Великой Японии». Тогда же появилось и своё додзё организации Саваямы. Оно, правда, было разрушено в 1945 году в результате американских бомбёжек.

Центральная линия развития

В 1934 году прошёл первый официальный чемпионат по нихон-кэмпо, участники которого дрались в полный контакт в защитном снаряжении. Саваяма Мунэоми, решив продолжать развивать нихон-кэмпо в том его виде, в каком оно «появилось» в результате первых опытов контактных боёв, добился заметных результатов. В 1936 году он основал ещё один клуб нихон-кэмпо, на этот раз в университете Кансай. С тех пор между командами двух университетов стали проводиться ежегодные чемпионаты.

Впрочем, не один Саваяма продолжал расценивать необходимость нанесения ударов в вольном бое в полную силу. Идеи Саваямы и его сподвижников подхватили другие. Точно также не стали развивать безконтактные поединки и иные группы единоборцев, так или иначе связанных с каратэ, например Рэнбукай или Коэйкан каратэ. Позже на основе всех этих примеров появились новые разработки в области снаряжения. Идея использования пластикового забрала вместо стальной решётки привела к появлению более удобных (удобных отсутствием толстых перчаток) спортивных правил. Так вышли на спортивную арену Косики-каратэ и Дайдо-дзюку кудо. Да и приверженцы «сундомэ» для пущей безопасности одевают прозрачные пластиковые маски, которые не спасают от потенциальных нокаутов, но способны предотвратить рассечения лица.

Во время Второй Мировой сам Саваяма и многие его ученики сражались на фронте, а в 1946 году, после возвращения с войны, он и его последователи возобновили тренировки. Годом позже возобновила работу и ассоциация нихон-кэмпо, на этот раз уже под именем «Нихон-кэмпо Кай» (без слова «дай» - «великая»).

Свою подвижническую деятельность мастер продолжал на протяжении всей своей жизни, вплоть до смерти 27 сентября 1977 года. За его плечами годы упорных тренировок, исследования тактики и разработка концепции контактного спортивного поединка.

В Японии на данный момент существует ещё несколько крупных организаций нихон-кэмпо: Нихон-кэмпо Кай (Союз Нихон-кэмпо) со штаб-квартирой в Осака, Ассоциация Нихон-кэмпо (Нихон-кэмпо Кёкай; Токио) и Федерация Нихон-кэмпо (Нихон-кэмпо Рэммэй; Токио).

Поединок на ринге

Нихон-Кэмпо Кёкай продолжает действовать и пропагандировать по сей день свой вид единоборства. В настоящий момент руководит организацией Мори Рёносукэ, один из учеников Саваямы. Куратором нихон-кэмпо (России и Беларуси в частности) в Западной и Восточной Европе от этой организации является Кацухиро Цутихаси.

Мори Рёносукэ

Все «контактные» виды заметно проигрывали и проигрывают в популярности школам каратэдо, проповедующим «безконтактные» правила спортивного поединка, однако развиваться не прекратили.

Шлем с решётчатым забралом, что используется в нихон-кэмпо

Этот вид спорта стал популярен не только в самой Японии, где тысячи людей практикуют нихон-кэмпо, но и в США, Италии, Аргентине, Великобритании. С некоторых пор – после отмены запрета на занятия восточными единоборствами в 1990 году – нихон-кэмпо практикуется в Таджикистане, России и Беларуси. Межрегиональная Федерация кобу-дзюцу (Россия) параллельно с техникой традиционного окинавского оружия изучает и прикладной рукопашный бой. Эта организация регулярно проводит соревнования по нунтяку-до и нихон-кэмпо.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru