Легенды шашек

Легенды шашек - Заметки - Что такое шашки? Логика и стратегия!

Горячие Новости

Как известно, 1-й чемпионат СССР по русским шашкам состоялся в 1924 году в Москве. В нем приняли участие 20 сильнейших шашистов, съехавшихся со всех концов огромной полуразрушенной страны. В отличие от Всероссийских турниров, на которые участники приглашались, право на участие в этом чемпионате надо было завоевать, и хотя к тому времени появилось немало молодых талантливых шашистов, на чемпионате, как и ожидалось, доминировали представители старой школы. А первым чемпионом СССР стал опытнейший москвич, юрист по профессии, Василий Медков, показавший превосходный результат +19-2=17 и опередивший занявшего 2-е место Н. Кукуева на 0.5 очка. Это был большой успех. И далеко не случайный - в следующем чемпионате, проведенном в 1925 году, Медков вновь стал сильнейшим, опередив на сей раз 2-го призера уже на 3 очка.

Харьянов родился в Воронеже. В шашки играл с детства. А вот заниматься ими по-настоящему начал в лет пятнадцать. Наряду с практической игрой увлекся, благодаря шашечным отделам, которые те времена были едва ли не в каждом журнале, шашечной композицией - вначале составлением задач, позже - этюдов. Впервые задача Харьянова была напечатана в 1897 году в журнале «Шашки! П. Бодянского. Затем на страницах «Шашек» стали появляться и этюды начинающего композитора. Завязалась оживленная переписка с редактором. П. Бодянский, как обычно, поощрял молодого коллегу к более активной творческой работе, давал ценные советы, делился богатым опытом.

Творческое наследие выдающегося русского этюдиста А. А.Савельева по прежним меркам довольно велико. По количеству опубликованных этюдов - 125 он является рекордсменом среди шашечных композиторов старой, дореволюционной школы, опережая в этом отношении таких плодовитых этюдистов, как Я. Горцин - 120 этюдов, А. Мишина - 118, А. Харьянов - 100. При этом, едва ли не в каждом его этюде, мы находим законченное художественное произведение с присущими ему завязкой, кульминацией и финалом - чаще всего неожиданным и оригинальным. Начало творческой деятельности А. Савельева припадает на конец XIX - начало XX веков. Первые его этюды были опубликованы в 1901 году в журналах «Шашки» и «Шахматное обозрение». В 1903 году их поместили в своем «Шашечном листке» братья Шошины. Этюды Савельева можно было также увидеть на страницах журналов «Нива» и «Шашечные досуги» А. Зенченкова.

Очерк о А. Шошине помещен после очерков о Ф. Каулене, С. Воронцове и А. Оводове не потому, что Шошин, как игрок, был слабее этой троицы. Вовсе нет. В свое время Шошин был самым сильным шашечным игроком России. Это однозначно. Но вместе с тем он был еще и лучшим шашечным композитором своего времени, основоположником современной школы шашечной композиции. Вот и пришлось поставить А. Шошина между шашистами-практиками, то есть игроками, и шашечными композиторами. Здесь он как бы связывает их, объединяет. И потом, А. Шошин был значительно моложе упомянутых выше шашистов. Жизнь Александра Шошина была короткой и яркой, как вспышка молнии. С той разницей, что свет молнии тут же исчезает. И навсегда. А свет, излучаемый творчеством Шошина, сияет вот уже столетие. И будет сиять до тех пор, пока будет существовать такая замечательная игра, как русские шашки. А. Шошин был выходцем из крестьянской Ярославской губернии.

Если первые три места в шашечной иерархии России безоговорочно отдавались Ф. Каулену, С. Воронцову и А. Шошину, представителям столичных городов, то почетное четвертое место вне всякого сомнения принадлежало Аркадию Оводову, жившему в захолустном городишке Епифани Тульской губернии, жившему вдали от шашечных центров, коими были в те далекие годы Москва, Петербург, Киев. Шашками Оводов увлекся в 13-летнем возрасте. Увлекся не без помощи дяди, Н. К.Оводова, под руководством которого в короткий срок освоил начальный курс шашечной науки. А спустя несколько лет он становится самым сильным шашечным игроком Епифани. Иной наверняка почил бы на лаврах местечкового чемпионата. Но Оводову, к счастью, этого было мало — шашки он любил по-настоящему и мечтал о больших победах.

Творческое наследие талантливейшего русского самородка Михаила Туманова по сравнению с некоторыми нынешними шашечными композиторами не так уж велико - около 100 задач и чуть больше 70 этюдов. Сколько же всего создал Туманов, сказать трудно весь его архив сгорел во время большого сызранского пожара 1906 года. Только незначительную часть созданного ему удалось восстановить по памяти. Но и то, что дошло до нас, является неоценимым вкладом в сокровищницу русского шашечного искусства. Каждая его задача, равно как и этюд, - настоящее художественное произведение - талантливое, оригинальное, яркое. Как и большинство периферийных шашистов, о Туманове сохранилось очень мало биографических сведений.

«Автор смелых идей и трудных задач». «Его задачи имеют предельно законченную, чеканную форму». Эти краткие, но такие емкие высказывания, принадлежащие двум известным мастерам шашечной композиции, жившим к тому же в разное время, В. Иванову и Н. Пустынникову, как нельзя полно характеризуют самобытное творчество талантливейшего, если не сказать, гениального самородка - композитора шашечных задач Ивана Карякина. В истории русских шашек Карякин оставил неизгладимый след, а его блестящие задачные композиции навсегда вошли в золотой фонд шашечной композиции. В задачном искусстве имя И. Карякина можно поставить рядом разве что с именем А. Шошина. впрочем, в некоторых компонентах искусства составления задач Карякин даже превосходил А. Шошина и это при всем том, что родился он и почти всю свою жизнь прожил в захолустном селе Куриловке Саратовской губернии, то есть вдали от шашечных центров, где не то чтобы посоветоваться с кем-нибудь о тех или иных тонкостях составления задач, а даже просто поговорить о шашках было не с кем.

Как ни странно, но о двукратном чемпионе России Федоре Каулене сведений до нас дошло не намного больше, чем об Иване Селезневе. Желание научиться играть по-настоящему, как это умеют делать некоторые виртуозы в Торговых рядах, а то и лучше, было столь велико, что он не пожалел 100 рублей по тем временам большие деньги, отданных лучшему игроку Москвы тех лет В. Воронцову только за то, чтобы узнать, как следует правильно разыгрывать дебют «Косяк». Уроки Воронцова, а еще больше собственная настойчивость в овладении искусством игры и несомненный талант способствовали тому, что уже в вышедшей в 1881 году книге И. Фоглера «Руководство шашечной игры» Ф. Каулен упоминается в числе сильнейших шашечных игроков Москвы.

Стиль, господствовавший в шашечной игре в 1870-1920 гг., можно назвать романтическим. Этому стилю прежде всего была присуща ярко выраженная комбинационная игра - игра носящая неожиданный и эффективный выигрыш. Самым выдающимся, а следовательно, и самым талантливым представителем этого стиля был многократный чемпион России и Москвы Сергей Воронцов, еще при жизни ставший легендой русских шашек. В Москву деревенский мальчик Сережа Воронцов попал в 5 - летнем возрасте. Когда ему исполнилось 10 лет, он вынужден был помогать отцу торговать зеленью, проводя все дни на рынке. Здесь, на рынке, он и пристрастился к шашечной игре.

Откройте любой учебник шашечной игры или композиции и вы наверняка обнаружите в нем если не яркий этюд В. Шошина, то его коротенькую партию с изящной дебютной комбинацией. А возможно, то и другое одновременно. Всего В. Шошиным создано больше четырех десятков этюдов и найдено больше десятка дебютных комбинаций и ловушек. Не так уж и много. И тем не менее В. Шошин в истории русских шашек принадлежит одно из почетнейших мест. Во - первых, все созданное и найденное им давно стало хрестоматийным, классикой. Во - вторых, кроме всего прочего он был одним из сильнейших в России игроков по переписке — победителем нескольких весьма представительных заочных турниров


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru