Харуки Мураками: Талант – ничто без концентрации и выносливости

Харуки Мураками: Талант – ничто без концентрации и выносливости В спорте никто никогда не допускает, что можно добиться результата только с помощью одного таланта. Возьмите, например, Роджера Федера или Майкла Джордана. Хотя уникальный природный талант каждого человека нельзя подвергать сомнению, мы также осознаем, что необходимы изнурительные часы практики, чтобы превратить этот талант в величие. Так почему же в творчестве должно быть по-другому? Истории, которые мы рассказываем друг другу, всегда вращаются вокруг Священного Грааля вдохновения и не принимают во внимание более важный компонент – усердие. Вот почему я хочу сделать обзор мемуаров знаменитого японского романиста Харуки Мураками «О чем я говорю, когда говорю о беге» в качестве очередной главы нашей «Полки креативщика».Иллюстрация из британского издания «О чем я говорю, когда говорю о беге»Мураками начал писать достаточно поздно. Успешно управляя джазовым баром в Токио в течение десяти лет, он неожиданно захотел написать роман. После того как его первые два романа, созданные в предрассветные утренние часы после закрытия бара, были хорошо приняты, он решил свернуть свой бизнес и попробовать себя в качестве профессионального писателя. Чтобы компенсировать свой новый, сидячий, образ жизни, он начал заниматься бегом. Неудивительно, что для Мураками процесс бега и творческий процесс неразрывно связаны. Когда он пишет об эволюции своей карьеры бегуна – начиная со своего первого марафона до первого ультрамарафона (62 мили) и триатлона – он постоянно обращает внимание на то, как его спортивный опыт повлиял на его писательский опыт, и наоборот. Для Мураками творческий процесс – это и есть спорт. Вот что он говорит о таланте, концентрации и выносливости:В каждом интервью меня спрашивают о самом важном качестве, которым должен обдать писатель. Это предельно очевидно: талант. Неважно, сколько энтузиазма и усилий вы вкладываете в написание, если у вас полностью отсутствует литературный талант, вы можете забыть о том, чтобы стать писателем. Это скорее предпосылка, а не обязательное качество. Если у вас нет топлива, даже самая лучшая машина не поедет. Проблема с талантом, однако, заключается в том, что в большинстве случаев заинтересованному человеку трудно определить его объем и качество. Вы могли бы увеличивать талант, если его недостаточно, или же быть экономным и делать так, чтобы он длился дольше, но это никогда не происходит так просто. У таланта своя собственная душа и он проявляется, когда хочет, и когда он истощается, с этим ничего не поделаешь. Конечно, личности некоторых поэтов и рок-музыкантов, ушедших из жизни на пике славы – например, таких людей, как Шуберт или Моцарт, превратившихся в легенду в результате своей ранней драматической смерти – обладают определенной привлекательностью, но для большинства людей эта модель не может быть образцовой. Если меня спрашивают о следующем важном качестве для писателя, это тоже очень просто: концентрация – способность сосредоточить весь свой талант на том, что является важным в данный момент. Без этого вы не сможете создать что-то ценное, в то время как при способности умело сконцентрироваться, вы сможете компенсировать непостоянство вдохновение или даже нехватку таланта. Я обычно посвящаю себя работе в течение трех-четырех часов каждое утро. Я сижу за столом и полностью сосредоточен на том, что пишу. Я не вижу ничего другого, я не думаю ни о чем другом. После концентрации другая важная вещь для писателя – это, бесспорно, выносливость. Если вы посвящаете писательскому труду по 3-4 часа в день и устаете через неделю, вы не сможете написать что-то объемное. Что требуется от писателя художественной литературы – по крайней мере, от того, кто надеется написать роман, — это способность сосредоточенно работать каждый день в течение полугода, года или двух лет. К счастью, эти два принципа – концентрация и выносливость – отличаются от таланта, поскольку их можно приобрести или развить при помощи тренировки. Естественно, вы научитесь и концентрации, и выносливости, если будете сидеть каждый день за столом и постараетесь сосредоточиться на одной задаче. Это похоже на тренировку мышц, о которой я только что написал. Вам приходится постоянно пропускать через себя то, на чем вы сосредоточены, и быть уверенным, что это соответствует тому, о чем вы каждый день пишете. И постепенно вы расширите границы своих возможностей. Почти незаметно вы будете поднимать планку. Это напоминает ежедневный бег для укрепления мышц и развития физических данных. Стимулировать и поддерживать мотивацию. И повторять. Терпение – обязательное условие этого процесса, но я гарантирую, что результаты не заставят себя ждать. В частной переписке великий автор детективов Реймонд Чэндлер однажды признался, что даже если бы он ничего не писал, он обязательно садился бы за стол каждый божий день и концентрировался. Я понимаю причину этого. Это способ, при помощи которого Чэндлер получал физический заряд, который необходим писателю, подпитывая свою силу воли. Эта ежедневная тренировка была ему необходима. Большей части того, что я знаю о работе писателя, я научился в процессе ежедневных пробежек. Это практические и физические уроки. Как далеко я могу продвинуться? Сколько отдыхать приемлемо, а сколько уже слишком много? Как продолжать честно и последовательно работать? Когда мое видение сужается и становится негибким? Сколько я должен знать о внешнем мире и насколько я должен сосредоточиться на своем внутреннем мире? Насколько я могу быть уверенным в собственных способностях и когда я должен начать сомневаться в них? Я знаю, что если бы я не стал бегуном на длинные дистанции, когда стал писателем, моя работа была бы совершенно другой. Насколько другой? Трудно сказать. Но что-то определенно было бы по-другому. Для тех, кто ищет мотивацию, книга «О чем я говорю» служит постоянным напоминанием, что тяжелый труд невозможно заменить ничем другим. Действительно, навык мастера ставит.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru