Развитие доброты: общие положения

Развитие доброты: общие положения

Эта практика – один из четырех защитных методов. В ней могут быть задействована и визуализация, и повторение фраз. Есть различные способы развития доброты (metta). Остановимся на основных. Эти наставления основаны на канонических текстах и комментариях. Они объясняют практику развития доброты ясно и просто, так что любой заинтересованный может сразу же приступать к упражнениям.

Визуализация означает вызывать в памяти определенные объекты. Другими словами это, своего рода, воспоминание о людях, на которых направляются мыслительные проекции. Например, вы представляете своего отца и его сияющее лицо в очень радостном настроении, мысленно повторяя: “Пусть он быть счастлив, свободным от болезней и страданий! Пусть у него будет хорошее здоровье”. Можно использовать любые мысли и фразы по обстоятельствам.

Мысль очень сильная энергия, и она может воплотиться в реальности. Все, что сотворено человеком, вначале родилось в его мыслях. Поэтому все, что мы желаем во время этой практики, может вполне стать реальностью, если приложить должные усилия и методики. С помощью силы мысли можно устранять некоторые заболевания, препятствия и негативные обстоятельства даже на расстоянии, если эта сила развивается правильным способом и в правильной последовательности. Так что не стоит пренебрегать этой техникой, полагая, что это некий внешний, экзотерический уровень для домохозяев. Как бы не назвали метод – экзотерический, эзотерический его эффект зависит от силы мысли, которая в свою очередь определяется многими факторами – сосредоточенность, однонаправленность и т. д.

Обычно формула для распространения силы “metta” берется из древнего трактата Patisambhidamagga:

На языке Пали она звучит так: (sabbe satta) avera hontu, abyapajjha hontu, anigha hontu, sukhi attanam pariharantu

Примерный перевод: “Пусть (все существа) будут свободны от гнева, свободны от страданий, свободны от мучений; пусть они будут счастливы”

Комментарии объясняют эти строки так:

“Свободны от гнева, или вражды “ (avera) означает отсутствие гнева по отношению себе и к другим. Гнев по отношению к себе может принимать форму жалости к себе, самобичевания или вины. Агрессивность сочетает в себе гнев и вражду.

“Свободный от страданий” (abyapajjha) означает отсутствие боли или физического страдания”.

”Свободный от мучений” (anigha) означает отсутствие умственного страдания, или беспокойства, которое часто следует за враждебностью или физическим страданием.

Только, когда существо свободно от всех трех видов омрачений, то можно сказать, что его жизнь наполнена счастьем, гармонией, непринужденностью. Такова взаимосвязь одного с другим.

Объекты этой медитации визуализируются один за другим, таким образом, энергия ума течет по пути наименьшего сопротивления, в определенной последовательности, постепенно расширяя круг объектов.

Visuddhimagga рекомендует начинать медитацию с визуализации себя, потом переходить к человеку к которому питают уважение. Потом к родным и близким, потом к нейтральным, и только потом к врагам.

Графически это можно изобразить так:

Центр руга – сам практик;Первый круг – наставники, почтенные люди;Второй круг – родные и близкие;Третий круг – нейтральные люди;Четвертый круг – враги;

Поскольку практик излучает добрые мысли в таком порядке, ум устраняет все барьеры между собой, уважаемым человеком, родными и близкими, нейтральным и врагами. К каждому существу, задействованному в практике, вырабатывается беспристрастная доброта.

Буддхагхоса, автор трактата «Visuddhimagga» приводит такую иллюстрацию ломки барьеров: “Предположим, что бандиты напали на йогина, который был рядом со своим уважаемым наставником, близким родственником, нейтральным человеком, и врагом. И вот злоумышленники заявляют: «Приятель, мы хотим одного из вас принести в жертву». Если йогин думает: «Возьмите того или того», то у него барьеры еще не сломаны. Даже если он подумает: «Не трогайте их, возьмите меня», и тогда он еще не сломал барьеры, так как он желает себе вред, и благо другим. Но когда он не видит вообще нужды отдавать кого-то бандитам, и беспристрастно проецирует доброту на всех, в том числе и бандитов, тогда, можно считать, что барьеры в уме йогина устранены”.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru