Еще раз о правильном воззрении

Еще раз о правильном воззрении

Итак, четвертую благородную истину – “Восьмеричный Благородный Путь”, мы начали рассматривать с истинного воззрения. Напомним, что условно этот путь разделен на три аспекта – раздел поведения, или нравственности, раздел сосредоточенности, и раздел мудрости. Мы начали вкратце рассматривать ступени пути с правильного воззрения, или взгляда, поскольку йогин перед тем, как приступить к практике должен иметь некоторое представление о том, чем ему предстоит ему заняться.

Правильное воззрение, как уже говорилось, предполагает признание некоторых основополагающих принципов, таких как четыре благородные истины, принцип каммы, или кармы, три признака реальности – аничча, дуккха, анатта, взаимозависимое возникновение.

Правильный взгляд не предполагает обязательную веру в «догматы буддийской церкви». Чем буддийские психотехники отличаются от других методов медитации, это то, что, приступая к ним необходимо, наоборот, забыть все догматы, концепции, учения, ментальные конструкции, ибо таковые будут серьезным умственным препятствием. Многие разочаровываются в буддизме, подходя к его практикам с интеллектуальным багажом – чакрами, ветрами, кундалини, вселенским разумом. Впоследствии они узнают, все это лишь красивые слова, концепции, причем не более продвинутые чем «догматы» про троицу, логос, второе пришествие и другие порождения философствующих умов. Природа одних концепций такая же, как и природа других.

Никто не утверждает, что в буддизме нет философии и так называемого «вероучения». Разумеется, есть, но все эти философские постулаты основываются на практическом опыте. Основной принцип практики буддийских психотехник – это практика с теми реальностями, которые доступны непосредственно опыту. К примеру, взять некоторые психотехники с чакрами. Мы не можем их видеть, потрогать, ощутить. Мы принимаем на веру, или как данное, что чакры – это реальность. И с этой верой приступаем к практике.

Буддийские психотехники, повторю еще раз, и в этом их универсальность, – это работа с теми реальностями, реальность которых не нужно доказывать. У человека могут быть сомнения, в том, что в его «тонком» теле есть пять или семь чакр, к примеру. Тем не менее, ему не надо доказывать, что у него есть чувства, сознание, память, тело, тепло, жидкость, кости и т. д. Вот с этими реальными объектами и идет работа.

Теперь, перед тем как приступить к практике, необходимо усвоить правильное воззрение хотя бы на концептуальном уровне, которое впоследствии будет подтверждаться на практике по мере развития медитативного опыта. Вот несколько принципов, усвоив которые йогин избежит зацикливания на концепциях:

- Нигде во Вселенной нет ничего вечного, постоянного и неизменного. Если нечто появилось, когда-то она и исчезнет. Если и есть вечное, то оно существует как религиозная идея и требует религиозной веры. В этом мире, мы не наблюдаем ни одного примера неизменности и вечности. Поэтому все идеи о вечной молодости, душе, божестве, космосе и т. д. лучше оставить в стороне. Мы не занимаемся отрицанием существования всего этого, мы просто «не берем это в голову». (анатта)

- Учитывая всеобщую нестабильность и непостоянство, мы приходим к выводу, что в мире, образно говоря, нет твердой почвы, куда можно твердо стать ногой и наслаждаться счастьем. Мы не отрицаем отсутствия удовольствия в сансаре, но оно, как и все остальное нестабильно. Многие религиозные культы, поэтому, и учат, что истинное счастье реально только в воображаемом небесном или грядущем мире, в который нужно верить (создать его концепцию в уме и принять его за реальность). (1-я благородная истина, аничча)

- Ничто не возникает без своей причины. Что бы не соскользнуть в метафизическую дыру, лучше всего оставить веру в то, что есть нечто, что не имеет причины, или появилось само по себе. (созвучно 2-й благородной истине, и закону о взаимозависимом происхождении)

- Не приписывать никаких концепций нирване (ниббане), не отождествлять и не сравнивать это состояние с абсолютными сущностями других метафизических концепций. Вообще лучше на время позабыть идеи всех прочитанных «духовных книжек». Это только генерирует ментальный шлак и практика может превратиться в религиозную веру. (принцип «видение реальности как она есть», ятхабхуттам, а не как мы ее представляем)

Итак, принцип таков – как можно меньше вводить идей, существующих только в умах их носителей, и начать просто наблюдать. Именно незамутненное восприятие подтверждает основные истины Будда-Дхаммы.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru