Элитная офисная мебель: офисный кабинет руководителя VIP, офисные кожаные кресла люкс, мебель руководителя премиум, дизайнерская мебель, эксклюзивная офисная мягкая мебель.

Элитная офисная мебель: офисный кабинет руководителя VIP, офисные кожаные кресла люкс, мебель руководителя премиум, дизайнерская мебель, эксклюзивная офисная мягкая мебель.

Казалось бы основные принципы организации офиса довольно очевидны и хорошо известны. Есть старая добрая кабинетно-коридорная система, популярный сегодня ореn sрасе и их различные сочетания. Ничего другого пока не придумано. Однако в планировке современных офисов существует довольно много нюансов, способных серьезно повлиять на эффективность бизнес-процессов компании и производительность труда сотрудников. Кроме того, развиваются технологии, появляются новые направления бизнеса, открываются широкие возможности на рынке офисной мебели и оборудования. Традиции и инновации, современные требования к организации рабочих мест, грамотное сочетание командной и индивидуальной работы — эти и многие другие вопросы формирования офисной среды стали предметом разговора на очередном «круглом столе».

Основные схемы организации рабочего пространства — кабинетно-коридорная, открытая и комбинированная — сформировались уже давно. Их плюсы и минусы всем хорошо известны. Что изменилось сегодня? Появились ли новые варианты?

Мария Хеллави: Мне кажется, здесь трудно что-то изобрести. Рецепт успешного офиса хорошо известен: зона рецепции (желательно, чтобы вход просматривался от стойки); переговорная, куда можно попасть минуя рабочую и VIР-зоны; кабинеты руководства с секретарской группой и отдельным входом; ореn sрасе, тоже с отдельным входом и выделенными рабочими местами для глав подразделений. Да, и еще отдельный блок для бухгалтерии или финансового отдела. Вот, собственно, и все. Остальное зависит от национальной специфики. Например, в России руководители часто прислушиваются к мнению сотрудников, обсуждают с ними буквально каждый вопрос, что существенно усложняет процесс. В западных компаниях я такого не замечала.

Итак, минимальный набор зон мы обозначили. Но меняются ли они? Может быть, эволюционируют?

М. Х.: Как могут измениться законы существования компании? Ведь офис является их прямым отражением. Карина Арутюнова-Грабински: Нет, на мой взгляд, изменения происходят. Десять лет назад мы продавали массивные столы с приставными элементами, на них стоял огромный монитор. И обычное рабочее место занимало чуть ли не 4 кв. м. А теперь оно укладывается в два «квадрата» — все стало гораздо меньше, легче и тоньше.

М. Х.: Есть жесткие нормы — 6 кв. м на человека. Если заказчик с этим не согласен, мы просто отказываемся от проекта.

К. А.-Г: Здесь все зависит от специфики бизнес-процесса. У нас есть клиент, крупная западная страховая компания. Она покупает для своих рядовых агентов столы 80x80 см. Казалось бы, как за ними работать? Но сотрудникам ничего больше не нужно: они сидят с блокнотиком и телефоном и занимаются обзвоном клиентов.

Борис Шахт: На самом деле исторически процесс работы меняется медленно, и все способы его организации хорошо известны. Изменения чаще происходят в инструментах. Например, современная европейская мебель раньше была мало доступна по цене для российских компаний, Помещения в основном оборудовались дешевыми не функциональными предметами и были организованы очень примитивно. Теперь это не так. Мебель в российских офисах становится все более удобной. И офисы, обустроенные с ее помощью, становятся сложнее и эффективнее.

Действительно, сейчас в арсенале архитекторов огромное количество приемов и средств. Какие возможности они открывают?

М. Х.: С ходу могу привести как минимум два интересных примера. Австрийская компания Zumtobel выпустила сдвоенный напольный светильник. Он устанавливается между столами и помогает визуально и психологически зонировать пространство с помощью двух пучков света. Или так называемый брейкаутпойнт — небольшой столик для ореn sрасе, за которым можно сесть и поговорить. И таких оригинальных решений очень много.

Насколько востребованы подобные разработки производителей?

К. А.-Г.: Вот с внедрением как раз и возникают основные проблемы. Я это поняла на собственном опыте. Сотрудники моей компании много времени проводят за пределами офиса, и было принято решение организовать «хот дески». В результате на 16 сотрудников у нас всего 8 рабочих мест. При этом у каждого есть свои персональные мобильные тумбочки. Сейчас все освоились и вполне довольны таким решением. Но в самом начале мне пришлось потратить много усилий, чтобы переубедить людей, объяснить, как работает система. Самым сложным оказалось держать в чистоте сам стол — все привыкли, что у них стоят фотографии, лежат личные вещи. Кстати, новые сотрудники, которые сразу столкнулись с такой системой, перестраиваются гораздо легче. И еще один пример. Крупный автодилер недавно купил у нас очень дорогие, прекрасно оснащенные столы. Случайно к ним заехав, я обнаружила, что все провода просто висят и убрать их в кабель-каналы никто не догадался. Точно так же со стульями: покупают совершенные эргономичные модели, и банально не пользуются специальными настройками. А оказывается, рядовые сотрудники просто не знают, как отрегулировать кресло «под себя».

М. Х.: Пример о проводах скорее говорит о наличии организационных проблем. Значит, отсутствовало взаимодействие между вами и соответствующими службами клиента. При монтаже мебели все должны были установить правильно.

К. А.-Г.: Заказчик мог переставить что-то после завершения работ, «забыть», или ему уже было «не до проводов».

Н. Х.: Это уже совсем другая проблема. Просто необходимо делать предарендный анализ. А у нас этим занимаются лишь 3% заказчиков.

К. А.-Г.: Вы правы, но у меня есть примеры, когда привлекаются профессиональные консультанты и проджект-менеджеры, а потом обнаруживается, скажем, что строители сделали лючки в полу не на тех местах. Или клиент просто решил изменить планировку.

Анна Кузнецова: Мы увлеклись рассказом об интересных мебельных и планировочных решениях, но, на мой взгляд, они неотделимы от имиджа фирмы, ее самосознания и самоопределения. Ведь офис должен нести информацию не о замечательном столе, стуле или перегородке, а о духе компании, ее философии. К слову, мы сейчас как раз занимаемся обустройством собственного нового помещения. И хотя у нас, как у профессионалов, есть все необходимые инструменты для создания «правильного» офиса, работа идет тяжело. Пусть кому-то это покажется тривиальным, но за основу мы взяли спираль: так развивается человечество, мысль, пространство. А чтобы донести данную концепцию, используем все приемы и все элементы наполнения офиса: цвет, свет, пол, потолки.

Одна из значимых зон офиса — ореn sрасе. Как совместить здесь командную и индивидуальную работу? Мы эту проблему ощущаем «на собственной шкуре»: работа журналиста требует как коммуникации, так и сосредоточенности.

К. А.-Г.: Главные помощники тут — мобильные ширмы. В последнее время их появилось очень много. KOENIG+NEURATH предложила полукруглую перегородку, которую можно придвинуть и отделиться ото всех. А когда она открыта, ты готов к общению.

М. Х.: Такие решения позволяют визуально и психологически защитить человека. Но решить проблему звукоизоляции, одну из самых насущных при открытой системе планировки, они не помогут. А сборка-разборка серьезных акустических перегородок требует сил и времени. Делать это несколько раз в день вы не будете. Сергей Дудкин: Сейчас разработаны дистанционно управляемые электромеханические системы перегородок: нужно просто нажать кнопку и подождать несколько минут. Также существуют раздвижные системы перегородок. В собранном виде они представляют собой глухую стену с уровнем изоляции до 54d, а в случае необходимости легко и быстро разбираются на секции, которые по закрепленным на потолке направляющим отводятся в специальную зону. У нас в офисе установлена подобная конструкция NAYADA-Hufcor и мы пользуемся ею несколько раз в неделю. И еще по поводу защиты от шумов. В ореn sрасе звукоизоляция невозможна (не перекрывается путь звуковой волны), в данной ситуации надо решать вопрос звукопоглощения, чтобы люди могли спокойно разговаривать по телефону. Сейчас очень активно применяются разнообразные шумопоглощающие материалы в виде панелей или отделки перегородок. Но они далеко не всегда эффективны. Если поместить их в большом зале по периметру или, скажем, вокруг колонн, то в этих местах можно будет находиться, но, если отойти, работать станет невозможно. Недавно появилась технология электрозащиты. По периметру перегородок с помощью виброгенератора создается барьер так называемого «белого шума», который маскирует спектр речи. Таким образом оператор саll-центра не будет слышать своего соседа. Правда, по законам психологии он начнет говорить громче, и общий уровень шума в помещении увеличится. Поэтому систему необходимо применять совместно со звукопоглощающими панелями или материалами.

Б. Ш.: Используя мобильные мебель и перегородки, надо все время помнить, что они требуют пространства для передвижения и хранения. Вы получаете возможность трансформировать ореn sрасе в приватную рабочую зону. Но вам необходимо спроектировать проходы большего размера, чтобы по ним можно было катить перегородки, и предусмотреть место, где их держать. Вернемся: к примеру, приведенному Кариной, — один стол на несколько сотрудников. Вроде бы выгодно, существенная экономия площади. Но у всех свои тумбы, и их необходимо где-то хранить, а также постоянно передвигать. Часто мобильные перегородки пытаются применять, чтобы управлять приватностью рабочего пространства. Но есть много способов, позволяющих без применения мобильности добиться нужного результата. Например, сидя спинами друг к другу, люди работают сосредоточенно, а для общения им достаточно развернуться. Мобильность разумно использовать только тогда, когда она дает очевидный выигрыш, экономя площадь офиса или время работников.

От рабочего пространства перейдем к зонам неформального общения, столь популярным в последнее время. Считаете ли вы их действительно эффективным инструментом? Кстати, американцы подсчитали, что сотрудник почти 60% времени проводит в так называемых местах спонтанных переговоров...

К. А.-Г.: Несмотря на то что в собственном офисе мы предусмотрели такие зоны, я, как руководитель, — против. Это просто расслабляет. Если человек и так сидит в течение всего рабочего дня, ему необходимо пройтись, размяться, а не пересесть в мягкое кресло. У меня в кабинете стоял диванчик для подобных целей, но я на него так и не присела — просто некогда.

М. Х.: Я в принципе согласна. Поработать на пуфике с ноутбуком — это утопия. Но здесь также необходимо делать поправку на специфику деятельности компании. Например, у нас весь нижний этаж занимает диванная. Сюда можно спуститься с верхнего этажа и переключиться. Но далеко не все этим пользуются. А в некоторых компаниях существуют подразделения, сотрудники которых вообще не должны пересекаться. Более того, я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда в компании существует внутренняя конкуренция. И сотрудники неохотно пользуются этими зонами: коллеги могут доложить начальству, что они «отлынивают» от работы.

Б. Ш.: Подобные зоны так же должны быть правильно организованы. Например, если красивый и удобный диван поставить прямо в проходе, то вряд ли им будут пользоваться. Любое общение требует определенной доли приватности.

А. К: На мой взгляд, очень многое в этом вопросе зависит от руководства, от того, насколько искренне оно создает подобные зоны. Здесь просто необходима некая идеологическая поддержка со стороны директора или владельца.

С. Д.: Совершенно верно. Приведу в пример офис агентства «Блумберг». Его руководители выдвинули лозунг: «Самое ценное, что у нас есть — информация». Очевидно, что она не может существовать без анализа и распространения. Соответственно, было создано большое количество зон для самых разных форм общения. Сотрудникам даже запретили ездить на лифте, чтобы они ходили по лестнице и чаще встречались. Роль руководителя в создании подобных концепций трудно переоценить. Он, как священник или шериф в маленьком провинциальном городе, имеет практически безграничное влияние на своих подопечных.

Б. Ш. Полностью согласен. И именно поэтому комфорт в работе — вещь очень практичная и полезная. Есть виды деятельности, которые требуют полной мобилизации. Для них иногда приходится искусственно создать стрессовую атмосферу на рабочем месте. Так что мы опять вынуждены констатировать: готовых рецептов нет, все зависит исключительно от бизнес-процессов и специфики деятельности конкретной компании-заказчика.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru