"Мистраль" - ветер перемен

"Мистраль" - ветер перемен

В начале марта текущего года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев совершил трехдневный визит в Париж, где встретился с президентом Франции Николя Саркози. В преддверии визита никто не ожидал, что стороны переговоров добьются существенных результатов, однако в результате большинство экспертов нашли основания говорить о начале принципиально нового этапа в развитии Франко-российских отношений.

Крупная сделка

В первый весенний день 2010 года президент Франции официально заявил, что его страна ведет интенсивные переговоры с Россией по заключению договоров о купле-продаже десантных судов “Мистраль” на сумму 1,5 млрд долларов. Глава российского государства подтвердил, что Россия намерена закупить два судна такого рода и построить два судна на национальных верфях по соответствующей лицензии. Однако это намерение Москвы перейти на новый уровень военно-технического сотрудничества было раскрыто в июне 2009 года, когда российские военно-морские мореплаватели с энтузиазмом рассказывали о тактических и технических характеристиках французского вертолетостроенного корабля на четвертом Международном морском оборонном салоне в Санкт-Петербурге. Именно в то время главнокомандующий военно-морскими силами Российской Федерации Владимир Высоцкий заявил, что намерен купить такой корабль и он, безусловно, имел в виду то, что он сказал. Через два месяца с таким же заявлением выступил начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Николай Макаров, который признал факт ведения переговоров о приобретении "Мистраля".

Испания, которая предлагала России так называемые” стратегические военные корабли", оказалась самым серьезным соперником Франции в борьбе за право продавать подобные корабли российским военным. Делегация из Москвы, в состав которой вошли военные и гражданские специалисты в области судостроения, посетила судостроительные верфи в Ферроле (провинция Ла-Коруна) и ознакомилась с кораблем “Хуан Карлос I”, который будет эксплуатироваться в ближайшее время. Необходимо отметить, что испанский корабль уже победил” Мистраль " в международном тендере, заявленном Австралией три года назад. Тогда Австралийская власть решила купить два корабля, похожие на "Хуан Карлос", стоимость контракта составила 1,5 млрд евро. Грузоподъемность испанского корабля превышает 27 т (аналогичная цифра его французского соперника составляет около 22 т), что делает его способным принимать на борт гораздо больше пассажиров и вертолетов. Однако, как заявляют наблюдатели, урегулирование вопроса о приобретении французских судов стало возможным благодаря как достоинствам позднего, так и развитию взаимоотношений и внешнему виду несколько сходных моральных обязательств сторон.

Российские задачи французов " Мистраль

Сегодня во Франции эксплуатируются два корабля аналогичного типа. Первый-сам "Мистраль“, побывав в России в прошлом году и пробудив интерес российских военных, второй - ” Тоннер“, который такой же, как”Мистраль". Полная тоннажность каждого из судов-21,3 т, Общая длина на ватерлинии-199 м, балка на миделе-32 м, Максимальная скорость-18,8 морских узлов (почти 33 км / ч).Корабль, экипаж которого составляет 20 офицеров и 140 унтер-офицеров и безграмотный человек, может принять на борт около 450 полностью оснащенных солдат-амфибий, десантные средства и авиационную группу, содержащую 16 тяжелых вертолетов или 35 легких вертолетов для доставки десантных войск на берег. ” Мистраль "- это не его заслуга-на борту корабля есть два двойных зенитно-ракетных комплекса "Синдбад“, два пулеметных крепления” Маузер “30мм и четыре” Брейнинга" 12,7 мм, но в то же время корабль не имеет бронированной обшивки. Однако, по мнению как французских, так и российских экспертов, именно авиационный состав делает корабль типа “Мистраль” незаменимым в операциях по доставке десантных войск и патрулированию морского побережья.

По замыслу Российской военно-политической власти и командиров ВМС, вертолет-оснащенный корабль заменит крупное кредитное судно проекта 1171 года: "Николай Вилков“, став частью Тихоокеанского флота в 1974 году (сегодня идет ремонт)” Александр Николаев", перешедшее в эксплуатацию тем же флотом в 1982 году (указано в списке плавучих устройств, продаваемых на аукционе).Однако регионы военного использования кораблей типа "Мистраль" не будут ограничены Тихим океаном – СМИ выявили данные, согласно которым корпус судна был усилен для использования в Северном флоте. Глава российского правительства Владимир Путин заявляет, что Россия будет использовать корабль "там, где это будет необходимо", а заявление главнокомандующего военно-морскими силами Российской Федерации Владимира Высоцкого о том, что “такой корабль позволяет Черноморскому флоту выполнить поставленную задачу за 40 минут, даже если ранее потребовалось 26 часов” заставило грузинскую администрацию и ее союзников задуматься о возможности использования этих кораблей в акватории Черного моря.

Реакция мирового сообщества

Ожидалось, что резкая критика со стороны правительств, действия которых неоднократно осуждались на крупнейших международных форумах, включая заседания Совета Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеи. Так, президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что заключение этого контракта и его реализация грозит не только Грузии, но и всем странам Восточной Европы. Эту точку зрения разделяет администрация прибалтийских республик, активно участвующих в недружественном для России и опасном для российской военной безопасности расширении Североатлантического альянса на Восток. Мнение восточноевропейских государств-бывших представителей социалистического лагеря, известно заранее и не представляет интереса для наблюдателей, учитывая, что вся деятельность в отношении внешней политики находится под давлением внешних сил. В то же время позиция политического и военного управления государств, которые представляют и осуществляют эту “внутреннюю силу”, привлекает наше внимание.

Глава министерства обороны США Роберт Гейтс, недавно побывавший в Париже, выразил официальную позицию США по этому вопросу. Он, в частности, был обеспокоен возможными последствиями будущей сделки, включая целостность НАТО как организации, не проводившей коммерческих операций в военной сфере со своим главным соперником в холодной войне. Во время встречи с главой французской Республики министр обороны США заявил, что эта сделка является “скорее политическим, чем военным вопросом”.Более того, шесть сенаторов-представителей Республиканской партии обратились к послу Франции в США Пьеру Вимону. В открытом письме, копия которого была направлена руководителю внешнеполитического ведомства США, было, в частности, сказано:”мы обеспокоены тем, что продажа (кораблей типа Мистраль) будет чем-то вроде сообщения России о том, что Франция одобряет агрессивное и преступное поведение этой страны". Три дня спустя, получив одобрение ответа от Парижа, Пьер Вимон поставил под сомнение действия России как угрозу НАТО.

Существенный вклад в развитие двусторонних отношений

Официальную позицию французской военно-политической администрации высказал глава республики, который заявил, что опасения западных коллег сегодня не актуальны и что пора “перевернуть страницу холодной войны”. Очевидно, что точка зрения Николая Саркози является сплоченной, прагматичной и отвечает интересам Франции. Так, в период финансового кризиса продажа "Мистраля" создаст на верфях в Сен-Назере, где будет происходить строительство судна, около тысячи рабочих мест на двухлетний срок. Тем не менее, именно намерение удовлетворить требования государства посредством сотрудничества в определенной сфере с другими странами (не за счет этих стран) традиционно стало паспортом для формирования долгосрочной и перспективной основы развития международных отношений. В частности, это послужило основой для сотрудничества в последнее время с Российской Федерацией и Германией.

По мнению ряда экспертов, развитие отношений между Российской Федерацией и Францией имеет важное значение именно сейчас, когда администрация США, будучи самым влиятельным институтом мировой политики, не обращает на них внимания. Эту точку зрения разделяет французский политолог Фабио Либерти, который в одном из своих интервью утверждал, что " это упущение, которое Саркози хочет использовать для построения особых Франко-российских отношений. Эти отношения могут перерасти в еще большее расширение сотрудничества между Европой и Россией в сфере экономики и безопасности”.Следующим достижением стало подписание соглашения между” Газпромом” и “газ де Франс Суэц” о приобретении 9 процентов акций "Северного потока" в обмен на предоставление Российской газовой компанией дополнительных 1,5 миллиарда кубометров в год (начиная с 2015 года). Более того, сотрудничество двух стран в ракетно-космической сфере уже стало типичным: Париж собирается потратить почти 1 миллиард долларов на закупку 14 ракетно-ракетных комплексов “Союз”.

Thus, in the period of financial crisis the selling of “Mistral” will create in the shipyards in Saint-Nazaire, where the construction of the ship will take place, about one thousand of work places for two-year term.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru