Не Пролетарская солидарность. Часть II / аналитическое агентство "Восток+Запад"

Не Пролетарская солидарность. Часть II / аналитическое агентство "Восток+Запад"

Стремясь получить роль новой сверхдержавы, Китай прекрасно осознает необходимость укрепления своего внешнеполитического и экономического влияния, а также улучшения своего имиджа перед развивающимися странами. Начиная с 1990-х годов, в целях расширения своих источников сырых материалов и рынков сбыта своей продукции, она начала оказывать расширенную помощь бедным странам Африки, Азии и Латинской Америки.

Например, в 2004 году Пекин выделил Анголе 2 млрд. долларов в виде кредитов и гуманитарной помощи. Эти деньги пошли на финансирование китайских предприятий, которые строили автомобильные и железные дороги, а также мосты, школы и клиники. Даже волоконно-оптический Интернет был выстроились в то время это был кусок роскоши для большинства африканских государств. Всего Ангола получила более 10 млрд.

В свою очередь Sinopec, китайское государственное предприятие, получило свою долю в Ангольских нефтяных месторождениях, и в настоящее время Ангола является третьим поставщиком нефти для Китая после Саудовской Аравии и Ирана. Такая же политика проводилась в отношении других африканских стран: Гвинеи, Габона, Нигера и Республики Конго. Китай также сотрудничал с такими очевидными аутсайдерами, как Судан и Зимбабве.

В 2009 году Китай пообещал выдать африканским государствам льготные кредиты на сумму 10 млрд. долларов, а также создать инвестиционный фонд на сумму 1 млрд. долларов для кредитования малых и средних предприятий в Африке. Помимо помощи, предоставляемой в рамках многочисленных гуманитарных программ, Китай намерен построить ряд экологически чистых (солнечных и гидроэлектростанций) электростанций в Африке, поставить медицинское оборудование и медикаменты на сто миллионов долларов, построить 50 школ и обучить 1500 учителей.

Африканские государства поставляют в Китай нефть, металлы и сырье для химической промышленности, а взамен они получают дешевые потребительские товары, которые до сих пор не могут быть произведены во многих африканских странах. За 2000 год товарооборот Китайской Народной Республики с государствами африканского континента вырос на 45% и в 2008 году достиг 107 млрд долларов. Политическое влияние Китая на континенте растет равномерно и почти равно американскому.

Есть и другая тенденция-Китай выдает слабые кредиты для обеспечения будущих поставок сырья не только африканским государствам. В 2009 году "Роснефть" и "Транснефть" получили от китайских инвесторов 25 млрд долларов, эти средства были использованы компаниями для рефинансирования долга и завершения строительства нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан-2. Российские нефтедобытчики должны выплатить долг в течение 20 лет, поставляя 15 миллионов тонн нефти в год.

В 2009 году китайский Банк Развития выдал бразильскому предприятию "Петробрас" 10 миллиардов кредитов на разработку глубоководного шельфового месторождения в Атлантическом океане в обмен на поставки 160 000 баррелей нефти в сутки. В апреле 2009 года совместно с Казахстанской национальной компанией "КазМунайГаз" было создано совместное предприятие. Китай инвестировал в предприятие 3,3 млрд долларов, а также выдал кредит на сумму 5 млрд долларов. Наконец, Китай может получить контроль над 1/4 добытой в Казахстане нефти.

A number of credits are issued for commitments to buy a certain amount of Chinese goods. For example, VTB was issued 500 million USD credit to support import of Chinese goods. Beijing allocated credits totally worth of 15 billion USD to ASEAN countries in order to give them funds for purchase of its export goods.

Joint investment funds are created to implement economic projects of joint interest. China allocated 10 billion USD to set up the investment fund for development of infrastructure in South East Asian countries, 6 billion USD - for creation of joint 12-billion fund with Venezuela.

China is also actively involved in regions which seem to be far beyond its interests, for example, Moldova. In July, 2009, on the eve of parliamentary elections which should have shown whether the local communists would hold power China signed memorandum to issue 1 billion USD credit to this country. The money was going for infrastructure projects in the field of road construction, power engineering, water supply, agriculture and other industries. However, the communists lost that election, since then Chinese interest towards the small country with no natural recourses has faded away.

Стоит отметить, что массовая экспансия Китая основана на обильных ресурсах. В нем буквально много американской валюты: стимулируя экспорт, китайские власти удерживают низкий курс юаня и покупают лишние доллары с рынка, чтобы предотвратить его рост. Избыточные доллары были инвестированы в американские государственные облигации в течение длительного времени, но недавно китайские власти пересмотрели свою политику, опасаясь нынешнего плачевного состояния американских финансов и предстоящей инфляции в долларах. Сейчас Китай инвестирует иностранную валюту в прямые иностранные проекты, направленные на обеспечение экономической, финансовой и политической базы для будущего развития китайской экономики.

Пролетарская солидарность

Конечно, даже нынешняя “слабая кредитная” экспансия Китая и США не могла сравниться с огромной помощью “братским странам”, которую раньше предоставлял СССР. Безрассудная Московская благотворительность была оправдана принципом "пролетарского интернационализма", т. е. необходимостью добровольной поддержки идеологически близких социалистических государств и международного коммунистического движения. Огромные расходы со временем стали одним из факторов, приведших к распаду СССР.

Если в 1955-1959 годах военная поддержка "братских государств" составляла всего 0,7 миллиарда долларов, то в 1975-1979 годах она увеличилась до 34 миллиардов долларов, большая часть была предоставлена бесплатно или в качестве долгосрочных кредитов. В 1955-1974 годах экономическая помощь составила 10 млрд долларов, в 1976-1980-44 млрд долларов. Более того, СССР продавал нефть, газ, хлопок и другие экспортные товары на 20-50% ниже мировых цен, а импортные товары у своих идеологических партнеров на 20-50% выше мировых цен; в 1974-1980 только в торговле с восточноевропейскими социалистическими государствами он составил 61 млрд грн дополнительных субсидий.

Об общих объемах военно - экономической помощи можно судить по количеству долгов бывших "братских" стран, списанных после распада Советского Союза. Только в 2008 году в рамках программы помощи Африке Россия списала долги на сумму 20 миллиардов долларов. В том же году были списаны почти все долги Ирака (12 млрд долларов США из общего объема 12,9 млрд долларов США). Остальное Ирак должен оплатить в течение 17 лет.

В 2007 году афганский долг был прощен – списано 11,1 млрд долларов, остальные 700 млн были реструктурированы на долгосрочную перспективу. В декабре 2003 года долг Монголии был прощен: стране удалось вернуть только 300 миллионов долларов из общего 11,4 миллиарда долларов, остальные были списаны.

В 2005 году Россия списала 9,7 млрд долларов из 13,4 млрд долларов сирийского долга. В свою очередь Дамаск обязался закупать российское оружие и модернизировать военную технику, поставляемую в советское время. В 2000 году Россия простила Вьетнамскому долгу 9,53 млрд долларов США-11,03 млрд долларов. Выплата оставшейся суммы переносится на 2016-2022 годы. В 2008 году Россия написала о долге Ливии в размере 4,5 млрд долларов США в обмен на ряд контрактов для российских компаний.

Однако самый большой Советский долг в размере 26 миллиардов долларов все еще принадлежит Кубе. Россия вряд ли могла что-либо вернуть с учетом нынешнего экономического положения острова. Более того, по словам Фиделя Кастро, бывшего кубинского лидера, Российская Федерация обязана Кубе еще большей суммой в 30 миллиардов долларов за “резкий разрыв экономических отношений”.

Огромная сумма была предоставлена в виде бесплатной помощи! Взять только Эфиопию, в которой СССР представил технику, товары, услуги и сделал прямые финансовые инвестиции на общую сумму 12 млрд грн.

Конечно, никто не хочет возвращаться к такой политике безрассудного предоставления всем ресурсов. Страна только что выплатила долги бывшего СССР, тем временем она оказала такую большую услугу половине мира.

Но с другой стороны, с точки зрения международных отношений, если Вы не жертвуете и не вносите ничего, что бы вы ничего не получили взамен. Это также основная стратегия крупных частных компаний – для получения прибыли в начале необходимо вкладывать деньги-на строительство, исследования и разработки, приобретение нового оборудования. Некоторое время бизнес работает в красном и только после некоторого “периода окупаемости” проходит прибыль. Этот факт является основой для стратегии расширения новых рынков. Возьмите многочисленных производителей программного обеспечения, которые сначала предлагают установить некоторые демо-версии бесплатно и только потом, после истечения тестового периода, они требуют регистрационный взнос.

Более того, Россия должна научиться еще раз доверять тем, с кем хочет установить долгосрочное партнерство. Доверять иногда означает жертвовать краткосрочной прибылью. Конечно, трудно узнать это после 20 лет бесконечных предательств и разочарований, но это необходимо. В противном случае трудно бороться за роль привлекательного глобального или, по крайней мере, регионального центра власти, которым Россия утверждает.

Конечно, это означает, что государство должно быть бдительным. Он должен предотвратить падение кирпича еще раз и иметь дело с теми, кто уже обманул нас. Необходимо стать более толерантным по отношению к партнерам, природа которых может быть достаточно сложной (возьмем Александра Лукашенко, президента Беларуси).


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru