Не Пролетарская солидарность. Часть I / East+West Аналитическое Агентство

Не Пролетарская солидарность. Часть I / East+West Аналитическое Агентство

В ходе апрельского визита в Венесуэлу Владимир Путин подтвердил, что этому государству будет выдан кредит на сумму 2,2 млрд долларов США на закупку российского оружия, а также предъявил чек на 600 млн долларов США, что дает право на разработку Хунина-6, крупнейшего нефтяного месторождения. Этот шаг оценивался неоднозначно: кто-то считает, что российская администрация расточает деньги, способствуя “паразитическому” характеру латиноамериканцев. Между тем, если Россия хочет играть роль Великой мировой державы, она должна уметь заключать не только краткосрочные коммерческие сделки со своими партнерами.

Доктрина отказа от какого-либо” спонсорства " для иностранных партнеров давно доминирует во внешней политике России. Все отношения считались построенными на чистой коммерческой основе: деньги утром-товары вечером. Россия не будет "донором" кормящих "бездельников" из стран третьего мира.

Эта точка зрения исходит из плачевного опыта внешней политики СССР. В советское время наша страна, как известно, оказывала многостороннюю щедрую помощь “братьям " социалистического лагеря, которые были готовы объявить только путь дружбы с Москвой. Между тем многие из этих “друзей” вернулись с первой возможностью и старались как можно быстрее забыть о добрых делах.

В последнее время произошли явные изменения: Россия в очередной раз выражает готовность власти, если не на благотворительность, то на выдачу кредитов своим партнерам. В случае 2,2 млрд долларов США Венесуэле мы говорим о кредитовании-деньги идут на комиссионные за российскую военную технику, а затем будут постепенно выплачиваться Венесуэлой (стоит отметить, что США уже давно следуют той же схеме в отношениях со своими партнерами).

Наращивая свои внешнеполитические амбиции, Россия постепенно возрождает традицию оказания помощи дружественным государствам, в том числе бывшим советским республикам. Кстати, о советском масштабе не могло быть и речи – за последние годы Беларусь, Армения, Киргизстан и Таджикистан получили в общей сложности менее 3 млрд долларов и в основном по рыночной процентной ставке.

Конечно, эта стратегия сопряжена с определенными рисками-средства могут быть потрачены зря, не давая никакой экономической и политической отдачи. Поэтому нужно быть внимательным и бдительным. Легко добраться до другого экстрима и одолжить деньги всем, кто хочет быть "другом" России.

Благотворительность должна быть хорошо продумана. Вряд ли кто-то из этих “благотворителей” получил разыскиваемый чек на какую-то сумму в долларах, которую они спешат потратить на собственные цели, забывая об интересах страны и обещаниях, данных благодетелю. Более того, они могли бы посмеяться над удаленной Россией, в которой они успешно сыграли трюк. Конечно, те, кто "нуждается", должны быть отвергнуты, потому что ни благодарность, ни использование не ожидаются.

Кстати, здесь можно вспомнить недавно свергнутого президента Киргизии Курманбека Бакиева, который раньше был готов рассматривать “стратегическое партнерство” с Россией. Получив кредит на сумму 2 миллиарда долларов за свое обещание закрыть американскую военную базу в Манасе, он воспользовался предоставленной ему возможностью лишь для того, чтобы поторговаться с американцами с просьбой о более высокой арендной плате. Затем он организовал строительство американского "антитеррористического центра" в Ферганской долине. Между тем средства, направляемые Россией, испарились среди коррумпированной элиты этой Центральноазиатской Республики.

Но в международных отношениях все прагматично-если никто вам не должен, то никто вам не должен. Вряд ли можно рассчитывать на хорошее отношение и поддержку со стороны партнеров из развивающихся и не богатых государств, которые не вносят ни доллара в различные программы помощи и развития. Но это не лучший выбор для власти, которая хочет играть одну из ключевых ролей в глобальной политике: никто не любит средство. Каждый может торговаться, но лишь немногие, самые сильные и ответственные, прибегают к такому нестандартному подходу, как бесплатная помощь.

Конечно, любая помощь, как свободная, так и обременительная, должна сочетаться с платежеспособностью в настоящем или будущем в экономическом, политическом, военном и имиджевом плане.

Американская помощь

Вопреки распространенному мнению, что США выстраивают все отношения с зарубежными партнерами только на коммерческой основе, Вашингтон часто прибегает к бесплатной и частично обременительной помощи. Речь идет о различных льготных программах по приобретению американского оружия и техники, пресловутых грантах на “развитие демократии”, экономику, образование, “войну с терроризмом” и т. д.

Возьмите известный Израиль. Практически с момента создания государства США, как известно, оказывают ему всестороннюю материальную поддержку. По официальным данным, объем финансовой помощи США Израилю в 1949-2006 годах составил 96,7 млрд долларов США. Согласно различным источникам, на сегодняшний день американская помощь составляет 1,9% - 3,2% израильского бюджета.

Во времена администрации г. в. Буша США ежегодно выделяли на военную помощь более 2 миллиардов долларов, с 2008 года эта сумма возросла до 3 миллиардов долларов по просьбе израильской стороны.

Помощь не ограничивается только военной помощью-Израиль является субъектом программы "экономической поддержки" на сумму в сотни миллионов долларов в год. Кроме того, существуют программы борьбы с терроризмом (200 миллионов в год), поощрения иммиграции евреев (40-50 миллионов), развития школ и больниц и т. д. Кроме того, США предоставляют льготные условия кредитования, а также государственные гарантии кредита для Израиля.

Не только Израиль пользуется американской благотворительностью. После подписания мирного договора с Израилем в 1979 году Египет стал предметом массовых потоков американской помощи. С тех пор эта Арабская страна получала ежегодно 1,5-2 млрд. долларов в рамках экономической и военной поддержки, а также годовую гуманитарную помощь в виде продуктов питания. В частности, в 1988-2003 годах Египет получил 4,6 млрд. долларов США в виде военных займов, 12,6 млрд. долларов США в виде военных грантов и еще 20 млн. долларов США на программы военного образования и подготовки. В 1990 году президент США г. Буш-старший списал долг на военные поставки на сумму 6,7 млрд долларов США, поблагодарив Египет за поддержку американской военной операции против Саддама Хусейна.

В 2000-е годы США неизбежно теряли свое влияние в Латинской Америке, в то время как антиамериканское настроение росло, и в ряде стран правительства пришли к власти. Напротив, увеличивалась финансовая помощь дружественным режимам. Так, в 1997 году Колумбия – один из ключевых союзников США в регионе-получила 86 миллионов долларов США в рамках различных программ военного финансирования, борьбы с терроризмом и наркомафией, в 1999 году-306 миллионов долларов США, в 2003-2008 годах-более 600 миллионов долларов США ежегодно. Также росло экономическое финансирование: в 1997 году-86 млн. долларов США, в 1999 году – 315 млн. долларов США, в 2002 году – 516 млн. долларов США, в 2005 году и позднее – более 700 млн. долларов США. Это принесло определенные результаты: Колумбия - одна из немногих стран, где у власти остались проамериканские либералы, ее администрация упорно борется с распространением “Чавезизма” и представляет собой стартовую площадку для развертывания американских войск в регионе.

Не только ключевые американские союзники заслужили американскую филантропию - что-то пошло к посторонним. Например, в 1981-1988 годах США выделили 470 млн. долларов США и более 6,7 млрд. долларов США странам Африки к югу от Сахары в виде военной и экономической помощи, соответственно.

В США существует специализированное государственное агентство США по международному развитию-USAID, задачей которого является распределение финансовой помощи для различных программ “развития” в зарубежных странах. Большая часть этих средств идет на известные гранты для "демократизации“, на программы для расширения” свободного рынка", однако часть идет жертвам стихийных бедствий, голода, а также развития медицины и образования. Годовой бюджет агентства превышает 20 миллиардов долларов.

Кстати, агентство официально признало, что, по крайней мере, в период холодной войны работало в тесном сотрудничестве с ЦРУ и оказывало юридическую “поддержку” своим иностранным операциям. Вот еще один пример практического использования филантропии.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru