В зоне особого внимaния.

В зоне особого внимания.

Российский страховой рынок остается весьма привлекательным для иностранных инвесторов. Особой популярностью у них пользуются крупные компании с развитой филиальной сетью, работающие в сегменте non-life. Видимо, в этом направлении и пойдет "приближающееся цунами" сделок, уверены аналитики PricewaterhouseCoopers.

Иностранные страховщики, по словам руководителя группы по сопровождению сделок слияния и поглощения PWC Майкла Кнолла, прорабатывают параллельно два варианта выхода на российский рынок: изучают возможности покупок и разрабатывают способ создания бизнеса "с нуля". Последнее распространено в страховании жизни. По этому пути пошли и ING, и Aviva. Просто долгосрочное страхование жизни в России находится на начальной стадии развития. И крупные страховщики здесь практически отсутствуют. Впрочем, по словам директора отдела налоговых и юридических услуг PWC Владимира Виноградова, с точки зрения некоторых инвесторов, привлекательными в данном сегменте могут считаться и кэптивные компании с интересным набором клиентов. Кстати, возможность приобретения компании по рисковым видам страхования рассматривали 51% респондентов, опрошенных PWC. A 42% - приценивались к компаниям по страхованию жизни. Однако российские страховщики, чтобы не продешевить, не спешат сегодня продавать свой бизнес. И PWC отмечает на страховом рынке превышение спроса над предложением.

Стоимость сделок в российском страховом секторе, по прогнозам PWC, в ближайшее время будет колебаться в диапазоне от 100 млн. до 500 млн. долл. Последние приобретения (в частности, покупка немецким концерном Allianz SE у АФК "Система" за 750 млн. долл. 49,17% акций РОСНО) обошлись инвесторам довольно дорого. Это могло бы привести к снижению цен, но количество привлекательных и прозрачных компаний сокращается. Поэтому, по мнению руководителя группы по предоставлению услуг компаниям страхового сектора PWC Алекса Бертолотти, стоимость сделок скорее всего останется на том же уровне или даже вырастет. Цена зависит от конкретных параметров. "Если это ритейловый бизнес, то мультипликатор к страховым премиям может колебаться от 0,8 -1 до 1,2 в зависимости от уровня убыточности, развития каналов продаж, филиальной сети, качества страхового портфеля, - рассказывает Дмитрий Борисов, руководитель группы слияний и поглощений финансовых институтов. - Если это корпоративное страхование, страхование имущества физлиц или страхование от несчастного случая в рамках ипотечного кредитования, мультипликатор может колебаться от 1 до 2 и выше ввиду низкого уровня убыточности и потенциала роста данных видов страхования". Стоимость ритейлового автостраховщика с мультипликатором 1,5-2 считают завышенной.

Нежелание переплачивать вряд ли будет играть решающую роль для иностранных инвесторов. Они доказали, что готовы щедро платить за интересующие их объекты. Но и доминировать на российском рынке они будут еще не скоро. "В ближайшие 2-3 года превышение 50%-ного участия иностранного капитала в российском страховом рынке маловероятно. И в перспективе будет зависеть от условий вступления России в ВТО", - считает Борисов. Ф


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru