Эх, дороги...

Эх, дороги...

В минувшем декабре на страховом рынке Самарской области произошел небольшой скандал. Поводом для него стал тендер на страхование автодорог общего назначения в Самарской области, проведенный Главным управлением организации торгов (ГУОТ) региона. После подведения его итогов сразу три компании обратились в местное Управление ФАС с жалобой на действия конкурсной комиссии.

Страхование автодорог общего пользования практикуется в Самарской области уже не первый год. При этом покрываются такие риски, как пожар, удар молнии, падение пилотируемых летательных аппаратов или их частей, взрывы, стихийные бедствия, движение грунта, хищения, противоправные действия третьих лиц, битье стекол или витрин, прекращение подачи электроэнергии, аварии транспортных средств... Заказчиком страховой услуги выступает Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области. В прошлом году страховала областные дороги местная компания "Самара". Она победила на тендере, проведенном в июне позапрошлого года. Срок действия контракта составил один год, и, соответственно, летом ушедшего года должен был состояться очередной конкурс. Более двух десятков страховщиков выстроились на старте, желая получить не самый маленький заказ - начальная цена контракта была равна 125, 109 млн. рублей при общей страховой сумме в 34 млрд. рублей (за страхование дорог протяженностью 6, 956 тыс. км). Однако летом тендер не состоялся. После переноса сроков он был назначен на 11 декабря.

К этому моменту число желающих поучаствовать в тендере сократилось до семи игроков. Кроме ОАО "СК "Самара", это были ООО "Росгосстрах-Поволжье", ОАО "НАСКО Татарстан", ЗАО "МАКС", СК "Ростра", СГ "Спасские ворота" и СК РОСНО (последние три компании не были допущены к участию в конкурсе). Отсутствие остальных объяснялось не потерей интереса к страхованию автодорог, а изменением условий тендера, произошедшим в итоге переноса. В частности, размер обеспечения заявки на участие в конкурсе был увеличен с 1 млн. до 6 млн. рублей. Но главное - поменялись критерии выбора страховщика. Если до этого, как и годом ранее, главным из них была цена полиса, то теперь на первое место вышло понятие "надежности страховщика", включающее, в понимании областного ГУОТ, величину собственных средств компании, ее страховых резервов, а также наличие разветвленной филиальной сети на территории области. В итоге победило ООО "Росгосстрах-Поволжье", наиболее отвечавшее этим требованиям. При этом победитель предложил максимальную цену контракта - 118, 724 млн. рублей. МАКС оценил стоимость страхования дорог в 89, 214 млн., "НАСКО Татарстан" - 23, 333 млн., а наиболее экономичным было предложение "Самары" - 7, 802 млн. рублей. (Как пояснили "Русскому полису" в СК "Самара", компания могла предложить столь низкий тариф, поскольку обладала опытом страхования этих объектов.)

Выбор наиболее дорогого предложения обсуждался не только на областном страховом рынке, но и в местных СМИ - последние даже высказывали отдающие конспирологией предположения, что выбор в пользу "Росгосстраха" является скрытой формой государственной поддержки страхового холдинга. А проигравшая "Самара" пожаловалась в Самарское территориальное управление ФАС - по ее мнению, число филиалов "Росгосстрах-Поволжье" в Самарской области было неверно оценено, так как не все подразделения имели статус филиалов. Вслед за ней жалобы подали отстраненные от тендера РОСНО и "Спасские ворота". Однако антимонопольный орган не согласился с доводами жалобщиков (частично признав обоснованность претензии "Спасских ворот") и не стал отменять тендер. По мнению представителя одной из участвовавших в разбирательстве компаний, на это решение повлияла в том числе и активная поддержка итогов конкурса со стороны заказчика, областного Минтранса.

Данная история позволяет сделать два вывода. Во-первых, несмотря на экономический кризис, цена страхового полиса может быть совсем не главным параметром договора, интересующим заказчика. Во-вторых, интерес к дешевым предложениям может потерять региональная властная структура. Так что при подготовке к подобным тендерам филиалам страховщиков придется изучать все возможные предпочтения потенциальных клиентов.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru