Инистерство сельского хозяйства Республики Дагестан ВыступлениеМинистра сельского хозяйства РДАбакарова Р. А. на совещании у Президента РД с главами муниципальных районов, налоговых и финансовых служб республики

Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан

ВыступлениеМинистра сельского хозяйства РДАбакарова Р. А. на совещании у Президента РД с главами муниципальных районов, налоговых и финансовых служб республики«О ходе проведения весеннее-полевых работ и текущем состоянии АПК РД»22 марта. Агропромышленный комплекс является ключевым сектором народного хозяйства республики, в котором занято свыше 207 тыс. человек, задействована пятая часть производственных фондов и создается около 30 % валового регионального продукта. В сельской местности проживают около 60% населения республики. От эффективности функционирования отраслей АПК зависит социально-экономическая обстановка и уровень жизнеобеспечения всего населения республики. За последние годы в развитии аграрного сектора достигнуты определенные положительные результаты: ежегодный прирост валовой продукции сельского хозяйства составляет в среднем 10%, отмечается увеличение объемов выпуска продукции пищевой и перерабатывающей промышленности. Основные задачи, вытекающие из Программы экономического и социального развития Республики Дагестан по АПК на 2005 год выполнены, кроме производства зерна. Зимовка скота завершается благополучно, состояние поголовья удовлетворительное, на пастбищах, за исключением отдельных массивов, имеется подножный корм. На сегодня получено и сохранено более 120 тыс. голов ягнят. Поголовье скота больше чем в прошлом году. Необходимо добиться, чтобы животноводство вписывалось в конкретные природно-экономические условия, стало конкурентоспособным, не нарушало экологического равновесия. В настоящее время рост производства продукции достигается в основном экстенсивным путем, за счет увеличения численности скота. Продолжаться долго это не может, поэтому перед нами стоит задача – добиться роста производства продукции за счет улучшения качественных показателей, на основе интенсификации. А пока следует констатировать, что в республике самая низкая продуктивность коров (1191кг) среди всех регионов страны. Даже с учетом сложнейших условий хозяйствования и местных пород скота невозможно понять, когда в хозяйствах Курахского, Унцукульского, Рутульского, Дахадаевского, Тляратинского, Ахтынского, Магарамкентского, Акушинского, Хивского районов в расчете на корову надаивают в год от 600 до 800 литров, тогда как в дореформенный период в среднем по республике надаивали 1850 л. на 1 корову. В последние годы отрасль птицеводства в республике развивается устойчиво, ежегодно нами производится 10 тыс. тонн птичьего мяса и более 300 млн. шт. яиц, в отрасли занято около 20 тыс. человек. Однако в связи с распространением птичьего гриппа положение в отрасли сложилось критическое. В связи с эпидемией пало и уничтожено более 800 тыс. гол. птицы, утилизировано 10 млн. штук яиц. В республике зарегистрировано 30 неблагополучных пунктов, в них введены ограничения и карантин на ввоз и вывоз любой домашней птицы. На 22 марта осталось неблагополучных 4 населенных пункта в 2 районах и в п. Шамхал г. Махачкалы. (Халимбекаул, Параул, Карантай)Минсельхозом РД совместно с Госпотребнадзором, Госсельхознадзором с участием ведущих специалистов из научных учреждений России разработаны конкретные мероприятия по недопущению дальнейшего распространения инфекции, создан координационный совет. Выпущены и распространены информационные листки по гриппу птиц, население постоянно информируется через средства массовой информации об опасности распространения инфекции. В целях сохранения оставшегося поголовья птицы, завезено 1710 тыс. доз вакцины и дополнительно ожидается поступление необходимого количества. На сегодня уже вакцинировано имеющееся поголовье птиц. В связи с создавшейся обстановкой в птицеводческих предприятиях мы уже обратились в Россельхозбанк о пролонгации имеющейся задолженности и выделении им дополнительно льготных кредитов для восстановления птицеводства к лету текущего года. Специалисты считают необходимым создать по два репродуктора по бройлерному и яичному направлению для обеспечения инкубационного яйца внутри республики. Затяжная зима резко сократила сроки проведения весенне-полевых работ. Поэтому со стабилизацией погоды, необходима полная мобилизация всех ресурсов для организованного проведения работ. Сельхозтоваропроизводители приступили к проведению ярового сева. По состоянию на 22 марта посев проведен на площади 5000 га, что на 150 га больше аналогичного показателя 2005 года. Организованно проводится яровой сев в хозяйствах Дербентского, Кизлярского, Кизилюртовского, С. Стальского, Курахского и некоторых других районов. В 2006 году яровой сев в республике намечается провести на площади 150 тыс. га, в том числе кукурузы 30 тыс. га, риса и ячменя по 9 тыс. га, овощей 35 тыс. га и картофеля 23 тыс. га. Для проведения намеченного ярового сева произведен подъем зяби на площади 85 тыс. га. Серьезную озабоченность вызывает низкая обеспеченность сельхозтоваропроизводителей семенами для проведения ярового сева. Если семенами овощных, бахчевых культур и картофеля они в основном обеспечены, с обеспеченностью семян зерновых, масличных культур и трав имеются проблемы, решением которых мы занимаемся. Тревожное положение складывается и с подготовкой мелиоративных систем к поливному сезону. Необходимо провести очистку внутрихозяйственной оросительной и коллекторно-дренажной сети в объеме 8 млн. куб. метров, отремонтировать 4 тыс. штук гидротехнических сооружений, провести капитально – восстановительную планировку инженерных рисовых систем на площади 5 тыс. га. Из-за отсутствия средств у сельхозтоваропроизводителей подготовка орошаемых земель проводится в незначительных объемах. Неудовлетворительно проводится эта работа в ведущих районах орошаемого земледелия как Бабаюртовский, Кизлярский, Тарумовский, Хасавюртовский и других. Учитывая, сжатость оптимальных агротехнических сроков весенне-полевых работ, мы просили бы Правительство в течение ближайшего месяца выделить предусмотренные в бюджете республики на текущий год средства на мелиорацию. Значительные объемы работ по уходу предстоит провести на посевах озимых, на площади 129 тыс. га. Суровая зима нанесла серьезный ущерб озимым и по предварительным данным гибель составляет 33,9 тыс. га или 26%.Первоочередной задачей является проведение на посевах озимых весенней подкормки азотными удобрениями и химической обработки против сорняков. Для этого сельхозтоваропроизводителям необходимо приобрести 15 тыс. тонн минеральных удобрений и 200 тонн гербицидов. Уровень технической оснащенности сельскохозяйственного производства республики продолжает снижаться. Количество сельхозтехники по сравнению с дореформенным периодом уменьшилось более чем в 2 раза (только в 2005 г. количество тракторов уменьшилось на 414 ед., а приобретено всего лишь 45 ед.).Сохранившийся МТП укомплектован физически и морально устаревшей техникой, в его структуре доля амортизированной техники составляет 90-95%, а средний возраст тракторов и комбайнов превышает 15 лет. Должен сказать, что принимаются меры по увеличению поставок в село техники, в рамках приоритетных национальных проектов за счет использования средств федерального лизинга. Для гарантийного обеспечения лизинговых договоров по программе федерального лизинга в бюджете РД на 2006 г. предусмотрена статья в размере 80,0 млн. руб. как гарантия. Крайне актуальной является проблема повышения объективности учета и правильного отражения в отчетности состояния производства, вывод из тени работы ряда предприятий, позволит существенно изменить реальную картину состояния дел в АПК. Мы полагаем, что по ряду позиций показатели развития отрасли на самом деле могут быть выше. В целях объективной оценки состояния сельского хозяйства, выявления его потенциала, что крайне необходимо для выработки эффективной государственной аграрной политики, в июле текущего года в стране проводится сельскохозяйственная перепись. Это важнейшее мероприятие, выполнение которого по оценкам экспертов требует больших усилий и затрат, чем перепись населения. Огромная работа проводится органами статистики, местными органами по подготовке к ней. Вместе с тем анализ показывает, что необходимо усилить работу по разъяснению населению об исключительной важности участия в ней, поскольку это будет в интересах самих же поселений и не преследует никаких фискальных целей. Времени остается крайне мало. На первый план выходят вопросы выявления и вовлечения в производство имеющихся внутренних резервов и местных ресурсов. Тут, конечно, главное слово должны сказать главы муниципальных образований, которые лучше знают свои возможности и неиспользуемые ресурсы. Без заинтересованного участия муниципальных образований в решении вопросов организации сельскохозяйственного производства на местах, очень сложно рассчитывать на успех в реализации аграрной политики. Наглядным свидетельством того, что местная власть в состоянии добиваться определенных результатов, служит опыт работы таких районов, как Каякентский, Левашинский, Дербентский, Сергокалинский, Хунзахский, Гунибский, Тарумовский и ряда других, администрации которых повседневно занимаются решением актуальных проблем развития отрасли. Не будем забывать и о том, что в основном от муниципальных властей зависит и то, насколько успешной будет реализация приоритетных национальных проектов, объявленных Президентом. Основа эффективного сельского хозяйства – это настойчивое и широкое внедрение современных технологий, что в определяющей степени зависит от наличия подготовленных кадров. К сожалению, происходит интенсивное ухудшение кадрового потенциала отрасли, сокращается число занятых в коллективном секторе. Аграрными учебными заведениями республики ежегодно выпускаются сотни специалистов, из которых только считанные единицы идут в сельскую местность. Особенно остро стоит вопрос нехватки специалистов рабочих профессий. Во многих районах работа с кадрами, как и с самими сельхозпредприятиями пущена на самотек, не принимаются отвечающих современным условиям мер по привлечению на село молодых специалистов. Более того, в отдельных районах идут на радикальное сокращение остающихся в райсельхозуправлениях наиболее квалифицированных специалистов сельского хозяйства, что создает серьезную угрозу выполнения стоящих перед нами задач. В этих условиях нам нужно принять меры по расширению подготовки специалистов на контрактно-целевой основе, усилить работу по повышению привлекательности условий проживания в сельской местности в том числе в рамках реализации программы «Социальное развитие села».Ключевой проблемой на сегодня является повышение занятости сельского населения, в первую очередь путем упрощения механизма предоставления земель. К сожалению, на местах также медленно реализуются нормы закона «О личном подсобном хозяйстве», разрешающих доводить площадь подсобных хозяйств до одного гектара. И в то же время и в условиях наличия избыточной рабочей силы около 100 тыс. гектаров пашни ежегодно остается необрабатываемой. Повсеместно распространена практика отвода муниципальными органами самых лучших, плодородных пахотных земель под строительные и другие несельскохозяйственные цели. Нередки случаи ущемления законных интересов граждан при распределении земель. В 2004 году вступили в силу базовые республиканские законы по «земельным отношениям», которые с учетом современных условий регулируют механизм использования земельных ресурсов. Однако мы наблюдаем, что крайне медленно на практике реализуются положения этих законов, в том числе и в части перераспределения путем изъятия у неэффективных пользователей с передачей тем кто может, хочет и в состоянии обеспечить их использование. Чего мы ждем спрашивается? Каких еще дополнительных рычагов не хватает органам местного самоуправления для выполнения принятых нами же решений? Ведь земельный вопрос затрагивает интересы практически каждого сельского жителя, требует ответственного, взвешенного подхода. Поэтому нам всем необходимо безотлагательно заняться наведением порядка в земельных отношениях. Кроме того, в последние годы заметно усиливается процесс деградации почвенного плодородия. И сейчас в республике практически не осталось земель, которые не были бы подвержены негативным процессам отрицательного человеческого воздействия. Большой урон биоресурсному потенциалу земель отгонного животноводства наносит круглогодичное содержание овцепоголовья на зимних пастбищах, что ведет к интенсивному опустыниванию этих земель. И все действия со стороны министерства по обеспечению перегона скота на летние пастбища попросту игнорируются. Очевидно, что в этих условиях заинтересованные органы должны будут принимать самые жесткие меры в отношения нарушителей земельного законодательства. Руководителям районных администраций необходимо обратить особое внимание на АПК, как на важный налогообразующий сектор экономики района. В условиях широкомасштабной реформы местного самоуправления, сельское хозяйство выступает ее экономической основой, призванной сыграть важнейшую роль в формировании доходов бюджетов сельских поселений. Сельское хозяйство вносит свою долю в доходную часть бюджета республики, хотя сама отрасль нигде не рассматривается как крупный плательщик налогов. В то же время сельское хозяйство создает налоговую базу для других отраслей экономики. Налоговые поступления в целом по АПК составляют около 600 млн. руб. В укреплении экономики и финансового состояния сельхозпредприятий важную роль сыграло участие в Программе финансового оздоровления значительного числа сельхозпредприятий. В этой программе приняло участие 512 предприятий, которым реструктуризирована заложенность на сумму 819 млн. руб., из них списано 278 млн. рублей. Однако не все предприятия соблюдают условия реструктуризации. В Минсельхоз РД поступают уведомления от налоговых органов с требованием расторгнуть соглашения по причине неуплаты текущих платежей с хозяйствами Бабаюртовского, Кизлярского, Тарумовского, Магарамкентского, Акушинского, Кулинского, Левашинского и др. районов. С учетом актуальности этой работы проведенной совместно с органами местного самоуправления, просим Вас принять все меры по недопущению исключения хозяйств из программы финансового оздоровления. Расширение полномочий органов местного самоуправления в развитии сельских территорий обуславливает необходимость наделения их соответствующими финансовыми ресурсами для выполнения передаваемых функций. В этой связи по инициативе Минсельхоза в конце 2005 года принят закон РД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями в области сельского хозяйства», в соответствии с которым на местный уровень переданы ряд полномочий по финансированию АПК. Это отвечает нормам проводимой реформы местного самоуправления. Прошедший год, по сути, стал знаковым и переломным в плане формирования государственной аграрной политики России. Впервые за последние годы сельское хозяйство вошло в число приоритетных направлений развития. Президентский приоритетный национальный проект «Развитие АПК» призван решить ряд ключевых проблем в развитии этого сектора экономики. В приоритетном национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса» определены меры по ускоренному развитию животноводства, стимулированию развития малых форм хозяйствования на ближайшее будущее и обеспечению доступным жильем молодых специалистов. Программа ускоренного развития животноводства предусматривает привлечение инвестиционных ресурсов по трем основным направлениям:-Строительство новых животноводческих ферм-комплексов.-Реконструкция имеющихся животноводческих помещений.-Закупка высокопродуктивного племенного поголовья, машин и оборудования для заготовки и раздачи кормов. Для этих целей существенно расширяются сроки выдачи и удешевлены кредитные ресурсы. Вторым важным направлением реализации национального проекта является "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе". Это предусматривает обеспечение доступности кредитных средств этим категориям хозяйств и создание инфраструктуры их обслуживания путем создания кооперативных структур, что даст возможность обеспечить мелким товаропроизводителям гарантированный сбыт произведенной продукции, ее переработки. Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе производится в форме предоставление субсидий из федерального бюджета на в объеме 30% стоимости жилья. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» нами в соответствии с установленными Минсельхозом РФ параметрами разработан проект программы его реализации на территории республикиДолжен доложить, что процентная ставка по кредитам Россельхозбанка на днях снижена до 14% годовых с 16%, и во всех районах республики будут открыты дополнительные офисы этого банка, что облегчит доступ к кредитным ресурсам. Органы местного самоуправления, как никто другой близки к сельхозпроизводителям, могут оказать существенное влияние на результаты их работы, и в конечном счете от их целенаправленных действий будет зависеть успешная реализация национального проекта «Развитие АПК» в республике. Министерство сельского хозяйства в качестве важнейшего направления своей работы определяет необходимость оказания местным органам всесторонней помощи и поддержки в выработке конкретных механизмов и отдает отчет, что только опираясь на муниципальные органы, совместными усилиями мы в состоянии выполнить поставленные перед нами задачи по улучшению жизни на селе.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru