Конкурентоспособность является ключевым понятием в современном мире. К сожалению, в последние годы Армения непрерывно теряла ее, скатываясь на дальние позиции в глобальном рэнкинге страновой конкурентоспособности.

Конкурентоспособность является ключевым понятием в современном мире. К сожалению, в последние годы Армения непрерывно теряла ее, скатываясь на дальние позиции в глобальном рэнкинге страновой конкурентоспособности. Главной причиной является высокий, неснижающийся уровень теневой экономики, который превышает 50%. В этих условиях говорить о конкурентоспособности не приходится, поскольку в теневой экономике выживают не наиболее эффективные, а скорее неэффективные компании, которые имеют какой-либо административный, властный ресурс. Хуже этого не бывает с точки зрения конкурентоспособности. В свою очередь эта ситуация является следствием крайне неэффективного госуправления и низкого качества гос институтов. Поэтому главный вывод таков - модернизация экономики возможна только через модернизацию власти, и никак иначе. Совершенно очевидно, что дальнейшее продвижение вперед невозможно без создания более конкурентоспособной модели государственного управления, в которой взаимоотношения власти и общества, власти и бизнеса строились бы не на антагонистической основе как сейчас. Неэффективный госаппарат является сегодня главным тормозом развития. Это самый серьезный вызов, стоящий перед властью. Особенность текущего момента в том, что нынешняя власть, похоже, впервые всерьез осознала этот вызов и более того, приняла его. Предложенная правительством Тиграна Саркисяна программа реформирования налоговой и таможенной политики как часть административной реформы является, по сути, первым адекватным ответом на этот вызов. Впервые правительство пытается не ставками и поправками к законам манипулировать, а изменить саму философию налоговой и таможенной политики в целом. Впервые внятно сказано, что функция налоговой и таможенной систем - оказывать услуги налогоплательщикам, и не просто услуги, а качественные услуги по приемлемой цене. Это принципиальный момент. Налоговый инспектор - не охотник, а налогоплательщик - не добыча. Эту психологию надо искоренять, и чем скорее, тем лучше. Источником подобной психологии является идея плана по налоговым сборам, который надо выполнить любой ценой. И уже не имеет значения, за счет кого и какой ценой. В такой системе нет места для добросовестных налогоплательщиков, ибо они невыгодны системе. Соответственно, налоговое администрирование осуществляется в полном соответствии со "штрафной" мотивацией. В результате мы имеем тот безобразный бизнес-климат, который имеем. Все это надо менять, что будет нелегко, потому что должна измениться психология людей, и в первую очередь, руководства ведомств. В цивилизованном мире налоговая инспекция призвана обеспечивать не план по сборам, а всего лишь следить за исполнением налогового законодательства. Это тонкий, но очень важный нюанс, т. к. это совершенно разные цели, а значит, разная мотивация и разные средства достижения цели. Каким получится объем собранных налогов, это уже производное. План существует лишь как ориентир, как прогноз, а не как руководство к действию. Планирование налоговых доходов бюджета (или бюджетное прогнозирование) и составление планов по сбору налогов не имеют между собой ничего общего. Строго говоря, налоговым и таможенным органам должно быть все равно, сколько они соберут налогов. Их дело - обеспечивать соблюдение налогового и таможенного законодательства. Поэтому поощрять инспекторов надо не за выполнение "плана", а по совершенно другим критериям: часто ли жаловались налогоплательщики, какова доля реально поступивших налогов в соотношении к штрафам, сколько дел проиграно в суде и т. п. Здесь трудно не процитировать бывшего российского замминистра по налогам Д. Черника: "План по сбору налогов - это большая глупость, которая нанесла огромный вред самим налоговым органам". Кстати, именно план породил пресловутую проблему предоплаты. В этом смысле единственное, что настораживает в программе правительства - это установка на постепенное плановое повышение удельного веса налогов в ВВП вплоть до указания долей процентов. Если речь идет о желании правительства видеть этот показатель более высоким, то это понятно, но если речь идет о формулировке задания для налоговой инспекции, то этого ни в коем случае нельзя допускать. Нельзя планировать для налоговой процент налогов в ВВП, как и вообще объем налогов, надо всего лишь привести всех в налоговое поле, и в первую очередь, крупный бизнес. Остальное приложится само собой. Естественно, можно возразить, что программа правительства - еще всего лишь декларация. Но вначале всегда бывает слово. Кроме того, на карту поставлено слишком многое. Если административные реформы не увенчаются успехом, мы начисто проиграем цивилизационное соревнование в регионе.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru