Указом президента Кочаряна утверждена новая структура правительства.

Указом президента Кочаряна утверждена новая структура правительства. Примечательная деталь - министерство промышленности и торговли переименовано в министерство торговли и экономического развития (хотя правильнее было бы наоборот). Таким образом, можно констатировать - в Армении, хоть и с большим опозданием (подобная структура давно существует почти во всех постсоветских странах), появилось министерство экономического развития. Подобная смена вывески, кажущаяся заурядным событием, на самом деле может иметь принципиальный подтекст. Дело в том, что министерства экономического развития занимают особое положение в правительствах постсоветских стран, несколько возвышаясь над остальными. Именно они ответственны за формирование и проведение общей экономической политики, за выработку тактики и стратегии развития страны, за определение роли государства в регулировании экономики и рынка и т. д. и т. п. По сути в этом министерстве концентрируются все основные регулирующие функции. Хотя о новых функциях переименованного министерства ничего не сообщается, можно предположить, что за сменой формы последует наполнение новым содержанием. Полагаем, что при этом ничего сочинять не надо. В России при Минэкономразвития действует Центр стратегических разработок, который и является мозговым центром реформ. Нечто подобное необходимо создать и у нас. Если эти предположения верны, то это означает, что впервые делается попытка подвести черту под десятилетием хаотического движения к рынку. Отсутствие до сих пор внятной стратегии развития привело к тому, что все ошибки, которые можно было совершить, были совершены. А две наиболее судьбоносные ошибки просто обрушили ВВП страны. Речь идет о скоротечно и безграмотно проведенной ваучерной приватизации в промышленности, приведшей в условиях отсутствия какой-либо институциональной инфраструктуры к развалу и разграблению предприятий, и о не менее бездарной приватизации земли, которую раздробили на мелкие кусочки и под фанфары раздали крестьянам. А сейчас выясняется, что на этой лоскутной основе невозможно создать современное сельское хозяйство. Даже в условиях практически дармовой рабочей силы себестоимость сельхозпродукции оказывается слишком высокой. И теперь предстоит с неимоверными трудностями начать укрупнять земельные наделы, чтобы можно было использовать современную технику и технологии. В результате этих двух ошибок (кстати, они не имели отношения к войне и блокаде) мы сегодня имеем подушевой доход в 600 долларов - неплохая цифра, но для Африки. Такова расплата за экономический авантюризм наших сверх либералов. При этом ссылки на отсутствие прецедента перехода от социалистической модели хозяйствования к рыночной не состоятельны. Многие постсоветские страны вышли из этого самого трудного этапа эпохи перемен с гораздо меньшими потерями благодаря тому, что отнеслись к приватизации серьезнее, растянув ее во времени и по ходу корректируя ошибки. Увы, мы оказались не столь умны, как считаем сами. Поэтому с точки зрения становления цивилизованного рынка прошедшее десятилетие можно считать десятилетием упущенных возможностей. Сегодня же отсутствие долгосрочной социально-экономической концепции проявляет себя в иных формах - просто стратегические интересы страны постоянно приносятся в жертву тактическим задачам, под которыми прежде всего следует понимать фискальные. Например, внешнеторговая политика служит не целям развития местной промышленности, а лишь сиюминутному наполнению бюджета. Теперь же в стране появился орган, который худо-бедно, но будет ответственен за разработку стратегии экономического развития страны, и с которого можно спросить за это. В какой мере Чшмаритян подходит на роль Грефа, покажет время. Все будет зависеть от того, какой интеллектуальный потенциал ему удастся задействовать. Смена вывески окажется полезной и для самого министерства. До сих пор, например, было в порядке вещей организовывать под патронажем министерства торговли так называемые тендеры и распродавать по дешевке молибденовое сырье за границу в условиях, когда местные предприятия остро в нем нуждались, будучи вынуждены даже его импортировать (!). Действительно, с точки зрения торговца не имеет значения, кто покупатель. Сейчас ситуация иная. Министерству развития придется объяснять общественности, в какой мере продажа сырья отвечает стратегическим интересам страны. Думаю, что это будет нелегко.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru