После некоторого затишья в сфере архитектурной критики страсти в обществе вновь разгорелись (часть 2)

После некоторого затишья в сфере архитектурной критики страсти в обществе вновь разгорелись (часть 2)

Как неоднократно отмечалось, главное противоречие генплана Еревана, разработанного Таманяном, заключалось в несовпадении композиционной и планировочной осей. Композиционная -- направление Каскад, Северный проспект, улица Тиграна Меци. На этой оси предполагался ряд опорных зданий -- Опера, Дом правительства. Высотная часть последнего находилась строго на композиционной оси. Если присмотреться к генплану Таманяна, заметим, что она была ориентиром и для другой оси -- магистрали, которая должна была исходить от площади там, где сейчас вход в гостиницу "Мариот-Армения", и она была по значению выше, чем нынешняя улица Амиряна. Фасад гостиницы перекрыл возможность прокладки улицы. Планировочная же ось -- это направление центральных улиц и ориентация по ним овала площади. Появление надстройки Картинной галереи завершило формирование комплекса площади, закрепив тем самым планировочную ось. Композиционно это было оправдано, поскольку соответствовало классическим архитектурным канонам и сложившейся застройке. В результате идея увеличения высоты Дома правительства потеряла смысл. Что касается архитектуры галереи, имеющей стилистические разногласия с другими зданиями площади и служащей предметом критики его противников, то это предмет другого разговора. Хотя имеются разумные предложения и по его реконструкции. Но дело в том, что недвусмысленно вторым этапом реконструкции площади называют возможный снос верхних этажей Картинной галереи. Неужели опять придется перекраивать площадь ради того, чтобы потакать амбициям современных последователей Таманяна? А их амбиции и желание приписать свое имя рядом с именем великого зодчего не знают границ. И потом плакать о невосполнимых утратах, как это случилось с великолепным постаментом памятника Ленину? Любопытно, что изобразительная часть дискутируемого проекта, представленная в ереванском Музее архитектуры, демонстрирует лишь локальный вид Дома правительства с новым барабаном. Но не в связи с другими зданиями площади, что сразу бы поставило все на свои места. Я уверен, что власти не прислушаются к голосу общественности и начнут строительство. Что неоднократно уже случалось. Но если уж правительство хочет расширить рабочие площади, почему бы не осуществить пристройку, подняв ее не выше уровня существующих корпусов? Ведь протесты общественности и возражения специалистов базируются не на пустом месте. Представители гражданской инициативы "Сохраним Площадь Республики" выступили с протестом против вмешательства в архитектуру площади. Правнучка зодчего Мане Таманян считает, что "сегодня строительство башни по проекту Александра Таманяна неуместно и анахронично. Комплекс Площади Республики сегодня отличается от спроектированной Таманяном площади, а строительство башни разрушит ее пропорциональность".Весь абсурд ситуации в том, что строительство, в которое вкладывается 10 миллионов долларов, будет осуществляться не по проекту Александра Таманяна. Так чего же тревожить память великого зодчего? В 1975 году в книге "Архитектура Советской Армении" тогдашний председатель Союза зодчих Армении, говоря об архитектурных неудачах, заметил: "В архитектурной среде основная ответственность в этом деле ложится на главных архитекторов городов, которые, опираясь на мнение архитектурной и художественной общественности, призваны до конца отстаивать принципы высокого искусства, служащего идеалам нашего общества".Слова, как нельзя, актуальны и сегодня. Посчитать бы, сколько сменилось главных архитекторов Еревана за последние двадцать лет. Как долго еще мы будем назначать на этот пост послушных временщиков, для которых судьба столицы ничто по сравнению с сиюминутными выгодами, а несогласных -- отправлять в отставку? Такие у нас не самые нравственные времена!


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru