После некоторого затишья в сфере архитектурной критики страсти в обществе вновь разгорелись (часть 1)

После некоторого затишья в сфере архитектурной критики страсти в обществе вновь разгорелись (часть 1)

Причина -- продолжение дебатов вокруг проекта реконструкции Дома правительства на Площади Республики в Ереване. Решено, якобы восстанавливая первоначальный замысел Александра Таманяна, возвести пятидесятиметровый громоздкий объем во дворе и украсить площадь очередной высотной добавкой. Достаточно взглянуть от здания Картинной галереи в сторону Дома Союзов, чтобы убедиться, насколько высотные объемы строящегося бизнес-центра и жилого комплекса на месте бывшего Дома офицеров уже исказили сложившуюся ансамблевость и локальность площади. Добавление нового акцента, да еще не в отдаленном визуальном восприятии, а непосредственно в составе зданий, образующих площадь, просто взрывоопасно для ее облика. Дело дошло до того, что вынужден был уйти в отставку главный архитектор столицы, не согласившись с волевым решением властей. Проработал Микаел Асратян всего-то четыре месяца, но его принципиальность заслуживает уважения. Как не вспомнить по случаю недолгое архитектурное правление в середине 90-х годов прошлого века другого принципиального человека -- Артура Месчяна. По сложившейся традиции, в мировой практике не принято осуществлять старые проекты, даже если их авторы являлись выдающимися зодчими. Мало ли проектов Ле Корбюзье, Райта, Кендзо Танге, Мельникова, классиков армянской советской архитектуры осталось на бумаге? Это факты творческого наследия, и возрождать их через десятилетия бессмысленно. Изменились архитектурные запросы общества, технология строительного производства, бытовые и поведенческие факторы. Оголтелая коммерциализация архитектуры, монопольность в сфере принятия решений, отсутствие внятной градостроительной концепции уже привели к многочисленным ошибкам в столице. Практически уничтожена ансамблевость некоторых ее сложившихся уголков. Возникла диспропорция по высоте и масштабу между новыми и старыми постройками. Особенно это заметно в малом центре Еревана. Задушенное громоздкими объемами Северного проспекта, практически потеряло свое градостроительное значение здание Оперного театра. И это сделано опять же под лозунгом возвращения к идеям Таманяна. Искажен культурный ландшафт столицы. Дом камерной музыки потерян в окружении больших и малых построек агрессивной архитектуры. И тысячу раз прав председатель Союза архитекторов Армении Мкртыч Минасян, когда говорит, что "мы постоянно ссылаемся на Таманяна, но под его именем делаем, что хотим".Дом правительства начали строить в 1926 году, а сегодняшний вид он обрел лишь в 50-х. Александр Таманян умер в 1936 году, не успев завершить проектирование комплекса и определить общий вид площали. После смерти зодчего работу продолжил его сын Георгий Александрович. Но та мощная художественная основа, которую заложил вначале Александр Таманян, стала камертоном всей последующей застройки. Кроме того, пропорции и высоту здания он определил, исходя из габаритов площади и того, как оно будет визуально восприниматься в пространстве. В 1941 году зодчему за проект Дома правительства посмертно была присуждена Государственная премия СССР.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru