Правительство-парламент: кто кого?

Правительство-парламент: кто кого?

Бойкотирование законопроекта "Об ограничении наличных операций" парламентской фракцией "Процветающая Армения" дало повод для многочисленных разговоров о скандале в коалиции и противостоянии Республиканской партии Армении и партии "Процветающая Армения". Однако правильнее было бы назвать ситуацию противостоянием парламента правительству.

Для тех, кто не в курсе. Законопроект "Об ограничении наличных операций" правительство РА внесло в парламент еще в 2008 году. Согласно законопроекту, предполагалось, что с 1 января 2009 года все денежные операции на сумму более 3 млн драмов при осуществлении работ, предоставлении услуг, отчуждении и использовании товаров (имущества) должны будут осуществляться только безналичным путем. В последующие годы ограничения по наличным операциям должны были вводится на сделки до 2 млн драмов, затем -- до 1 млн драмов. Законопроектом также предусматривается установка POS-терминалов в торговых точках, пунктах обслуживания и т. д.

Законопроект направлен не столько на борьбу с коррупцией, о чем много говорится в последние дни (хотя возможность отслеживать крупные покупки этому способствует), сколько на борьбу с теневой экономикой, повышение собираемости налогов и т. д. И в этой части интересы правительства и парламента, состоящего из крупных предпринимателей, никак не сойдутся. Заветную фразу "Мы не против законопроекта, просто считаем его преждевременным для нашего общества" в 2008-ом произносили не только представители ППА, но и депутаты-республиканцы и радостно провалили прохождение законопроекта. Спустя три года РПА все-таки проголосовало за принятие законопроекта -- партийная дисциплина обязывала. А ППА, видимо, решила защищать свои капиталы до конца. Положительные моменты законопроекта очевидны -- это повышение прозрачности финансовых потоков в стране, больший комфорт для всех держателей пластиковых карт, которые сегодня вынуждены обналичивать средства, прежде чем потратить, снижение издержек бюджета на обслуживание большого объема наличности. Безусловно, выгоден закон и армянским банкам -- увеличение объема безналичных платежей принесет банкам дополнительный доход. Единственной пострадавшей стороной (помимо олигархов и чиновников, не желающих показывать свои истинные доходы) могут стать торговые предприятия или пункты обслуживания, поскольку организация приема платежей по банковским картам -- это дополнительные расходы.

Хотя POS-терминалы устанавливаются банками за свой счет, но с каждой безналичной операции банку полагается определенный процент. С другой стороны, имеющийся опыт показывает, что наличие в магазине POS-терминала и возможность оплачивать покупки посредством пластиковых карт привлекают состоятельных клиентов и увеличивают сумму покупки по одному чеку. Кроме того, владельцам пластиковых карт, как правило, предоставляется кредитная линия, что тоже отражается на суммах, которые они оставляют в магазинах, кафе, ресторанах. Причем, согласно законопроекту, установка POS-терминалов обязательна для торговых объектов площадью свыше 200 кв. м. То есть мелкие торговые точки, для которых любые, даже минимальные расходы могли бы стать чувствительными, законопроект не затрагивает.

Чем закончится нынешняя эпопея с законопроектом, сказать трудно. ППА, судя по пламенным речам в парламенте, настроена решительно. Однако и правительство имеет опыт "дожимания" парламентариев. Достаточно вспомнить все перипетии принятия закона, по которому 500 крупных налогоплательщиков Армении обязаны обнародовать свои финансовые отчеты, причем на основании внешнего аудита.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru