Закрыть дверь в прошлое? (Отклик на статью Тиграна Саркисяна "Вызовы XXI века", опубликованную в N47 2005 года).

Закрыть дверь в прошлое? (Отклик на статью Тиграна Саркисяна "Вызовы XXI века", опубликованную в N47 2005 года).

Сначала была опубликована статья Тиграна Саркисяна "Вызовы ХХI века", затем был опубликован отклик Нельсона Шахназаряна, и на этом 2005 год завершился. Н. Шахназарян, отталкиваясь от положений "Вызовов...", задался глобальным вопросом: а ориентированы ли армянский народ и Республика Армения на "развитие или даже просто на самосохранение"? Нет и еще раз нет - в стиле Апокалипсиса отвечает автор на свой же вопрос и в конце отклика резюмирует: "...созданная нами система управления (государство) из рук вон не удовлетворительна"! Почему так жестко и сурово? У автора имеются аргументы. Причем первые два не шаблонные и не затасканные. Аргумент N1. Вот, например, "шурджпар" вокруг горы Арагац как общенациональное мероприятие... Автор утверждает: "Акция провалилась!". Собралась пара сотен тысяч человек вокруг горы, тысячи собрались возле своих домов, поплясали шаг вперед, два назад - национальное единение, плечом к плечу, локоть к локтю. И я точно знаю, что вместе с аборигенами Армении с колоссальным удовольствием плясали и представители спюрка. Я бы и сам непрочь сплясать, если бы смог, да видно не судьба. А Шахназарян утверждает, что акция провалилась. Почему? Что еще, кроме самого хоровода, ожидал от хоровода Шахназарян? Непонятно. Как непонятен вывод: "И что же? Ничего - оглушительная тишина". А чего бы хотелось? Чтобы генпрокурора как инициатора хоровода, не оправдавшего чьих-то ожиданий, сняли с работы? По мне бы такие акции каждую неделю или каждый месяц, если уж сборная по футболу проигрывает всем подряд. Аргумент N2. "Символ нации - Шарль Азнавур - по непонятным причинам уехал не попрощавшись". Кошмар! Чем бы сразу занялся в случае такого афронта "уважающий себя народ"? По Шахназаряну - "уважающий себя народ" начал бы сходу анализировать "отношение к национальной культуре и национальной системе ценностей". А что произошло? Ничего, опять тишина, нервирующая Н. Шахназаряна. Шарль Азнавур как-то сказал о себе: "Я француз армянского происхождения". Немножко непонятно, почему французский шансонье назначен символом армянской нации? Должен признаться, что в исполнении Симона Теряна французский шансон мне нравился чуть ли не больше, чем в исполнении Шарля. И еще должен признаться, что предпочитал Джо Дассена и Адамо. Ну, это уже дело вкуса. А по поводу отбытия Азнавура "по-английски"... Так с кем конкретно он должен был попрощаться перед отъездом? Вряд ли из этого факта следует делать национальную трагедию и приходить к заключению, что государство наше "из рук вон неудовлетворительное". Нет, оба главных и "свежих" аргумента Шахназаряна не работают. Искусственны они и притянуты за уши. А затем автор начинает накручивать трафаретную и голословную цепочку негатива. Зачем? Не знаю. Но попахивает мазохизмом. Настрой статьи и некоторые нюансы - рассуждения о нелигитимности президента и парламента, цифры весьма сомнительного авторского соцопроса, необоснованный реверанс в сторону "розовой" Грузии - позволяют подобное предположить. Так или иначе, но, по Шахназаряну, по всем международным рейтингам Армения далеко не цивилизованная страна, а околачивается в одном ряду с такими "малоавторитетными" странами, как "Суринам, Гайана, Капо Верде". Ну, Суринам и Гайана ладно, а Капо Верде - где это? Не поленился и уточнил, что Капо-Верде ранее было известно у нас как государство "Острова Зеленого Мыса", и расположены эти острова в Атлантическом океане, в 500 км к западу от Дакара. Капо-Верде так Капо-Верде, но кандидату психологических наук нужно быть поосторожнее с такими терминами, как "цивилизованное" и "малоавторитетное" государство. В экстремальных условиях "оковы" цивилизации очень быстро спадают, как это было в Новом Орлеане после урагана "Катрин", где могли бы не погибнуть 1300 граждан США; как это случается ежегодно в Ольстере при столкновениях католиков и протестантов; как это было во время ноябрьских безобразий во Франции, где хулиганили хоть и мусульмане, но граждане Франции во втором и третьем поколении. И насчет международных рейтингов следует быть поосторожнее. Так, по международным рейтингам королевство Бутан на самом дне, а по степени цивилизованности, на мой взгляд, среди мировых лидеров, ибо государственным приоритетом Бутана является счастье его граждан. Единственная страна в мире с таким заявленным приоритетом. И плевать на все рейтинги, если человек счастлив и без "Роллс Ройса". А бутанцы считают себя счастливыми людьми. Да и у Армении по степени либерализации экономики 26-е место в мире - впереди Франции и Японии, у Грузии - 68-е, у Турции - 85-е, у Азербайджана вообще 123-е. Можно продолжать препарировать статью Н. Шахназаряна, благо материал это позволяет. Но дело не в Шахназаряне. А дело в том, что заявленная редакцией тема "Вызовы ХХI века" достаточно серьезна и ответственна. И еще дело в том, что я склонен согласиться с писателем, дашнаком и депутатом Рубеном Овсепяном: армянская нация больна и больна давным-давно. К сожалению, Р. Овсепян дипломатично уклонился от обозначения диагноза болезни и причин ее возникновения, но, по моим представлениям, корни погнутой морали и искореженной нравственности таятся в событиях IV века. Главный вызов Армении и армянам - мы сами и наши "проклятые" вопросы: почему именно Армения первой в государственном масштабе приняла христианство и почему именно григорианскую версию христианства, и как это обстоятельство сказалось и до сих пор сказывается на истории и судьбе армянской? И еще вопрос: почему именно с армянами случился Геноцид 1915 года? "Не ворошите скелеты в шкафу", "не будите спящую собаку"!.. Но как же противостоять вызовам настоящего и будущего, если не закрыть дверь в прошлое? Не получится. Чтобы убедиться в этом, можно почитать Дейла Карнеги, а можно и самому сообразить.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru