Деловой Экспресс - Экономический еженедельник Армении

Деловой Экспресс - Экономический еженедельник Армении

Газовая атака Армения превратилась в мирового лидера по удельному весу автомобилей, работающих на природном газе, что вызывает все больше интереса к данной сфере применения этого углеводорода. О ситуации в сфере рассказывает в интервью "ДЭ" главный специалист управления транспорта Министерства транспорта и связи РА Левон Читчян. - Какой процент автомобилей в Армении ездит сейчас на газе? - Наверно, 90% подвижного состава, осуществляющего регулярные пассажирские перевозки в городах, использует природный газ (сжиженный нефтяной газ уже почти не используют из-за сравнительной дороговизны). Что касается общих данных, то они должны были быть в ГАИ, но на наши запросы мы так и не получили от них четкого ответа. Дело в том, что точного учета нет и у них. - На мой непрофессиональный взгляд, таких автомобилей в Армении уже не менее половины. - Согласен с такой оценкой. Можно даже утверждать, что их чуть более половины (по оценке председателя правления, генерального директора ЗАО "АрмРосгазпром" Карена Карапетяна, около 40-47% транспортных средств Армении использует природный газ в качестве топлива - А. К.).

- Тот факт, что двигатель изначально предусмотрен для работы на бензине, не сказывается отрицательно? - Абсолютно нет. Ненамного увеличивается степень сжатия, и газ очень хорошо работает в таких двигателях. Единственный негативный фактор - это уменьшение мощности двигателя примерно на 15-18%. А из плюсов я бы еще отметил экологическое преимущество использования газа. - Насколько дешевле обходится использование газа? - Примерно в три раза дешевле по сравнению с бензином (интервью состоялось до недавнего подорожания газа - А. К.). - Сколько сейчас газозаправочных станций по Армении? - Уже более 200. - Появились ли в последнее время в мире новые технологии, связанные с использованием газа в качестве автомобильного топлива? - В мире используют уже и сжиженный природный газ, однако в Армении его не применяют. Это новая и дорогостоящая технология, поскольку для хранения газа используются специальные криогенные баки, в которых поддерживается температура минус 150 градусов. - А в каких странах они уже используются? - Например, в России. Главное их преимущество - больший запас хода. За одну заправку автомобили, оборудованные такими баками, проезжают в 2-3 раза большее расстояния.

- За этим есть будущее? - Трудно сказать. Сегодня весь мир работает над водородом, и, по всей видимости, именно этот газ станет главным топливом в будущем. Многие компании работают над проблемой разработки метода дешевого получения водорода. Водородное оборудование для автомобиля практические такое же, что и для сжатого газа. - В последнее время в Армении участились взрывы газовых баллонов, установленных на автомобилях. По каким причинам это происходит? - По различным. Хотя бы из-за некондиционности оборудования. В свое время в Армению завозились старые баллоны из всего СНГ, которые никто не проверял. Их зачищали, красили и выдавали за новые. Поэтому у нас сейчас очень много автомобилей, укомплектованных старыми баллонами сомнительного качества. Кроме того, очень много автомобилей из-за дороговизны газовых баллонов оборудованы "кислородными", "аргонными" и прочими баллонами. Они почти такие же, что и для природного газа, но рассчитаны на меньшее давление. И этот фактор может оказаться решающим. Дело в том, что баллоны для других газов предусмотрены на рабочее давление 150 атмосфер. А на газовых станциях должны подавать газ под давлением 200 атмосфер. Должны! Однако в связи с увеличением количества таких заправок и, соответственно, усилением конкуренции обычно заправщики превышают нормальное давление и в итоге сжимают газ до 250 и даже до 270 атмосфер.

- А на какое давление рассчитаны баллоны природного газа? - Баллоны предусмотрены на рабочее давление 200 атмосфер, в то время как испытательное давление для них равно 300. Что касается баллонов для кислорода и т. п., то эти цифры для них соответственно равны 150 и 225 атмосфер. Они выдерживают повышенное давление, которое подают на заправках, до поры до времени. Каждая такая заправка заставляет конструкцию баллона работать сверх ее нормы, что приводит к его определенному вздутию и последующему сужению. В результате конструкция баллона постепенно ослабляется, и в итоге он выходит из строя - в том числе, к сожалению, в виде взрывов. В основном аварии с газовым оборудованием связаны именно с этими явлениями. Кстати, когда в 93-94-х годах было очень туго с бензином, тогдашний наш министр Кочинян принял решение оборудовать хлебные автомобили кислородными баллонами. Но их заправляли под давлением 150 атмосфер. - А Вы можете исключить, что сегодня те же некондиционные кислородные баллоны не устанавливаются на автомобилях? - Не могу, потому что эти функции должны быть возложены на заправочные станции, которые не имеют право заправлять неправильно оборудованные автомобили. Ведь в принципе водитель может самостоятельно поставить баллон в любом дворе. - Кто по закону может устанавливать газобаллонное оборудование? - Физическое или юридическое лицо, занимающееся подобной деятельностью и имеющее соответствующий сертификат. Они же после проведения работ выдают владельцу автомобиля акт о переоборудовании. А собственно работы должны проводиться в специальных местах, где можно провести все тесты на герметичность оборудования. - Как часто должно проверяться газобаллонное оборудование? - По нашим стандартам, в три года раз должны проверяться баллоны, изготовленные из легированной стали, и раз в два года - из углеродистых сталей и прочих материалов. Кроме того, согласно новым нормам, срок службы газового баллона не должен превышать 20 лет.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru