Экономический еженедельник Армении

Экономический еженедельник Армении

Тбилисский форум: первый шаг к сближению 28-29 мая в Тбилиси прошла Первая конференция российского бизнеса в Грузии. После многолетних напряженных отношений между этими странами, вызванных как политическими противоречиями, так и личностью бывшего руководителя Грузии, в Тбилиси прибыла внушительная российская делегация из высокопоставленных чиновников и бизнесменов самого высокого уровня. Многие из участников форума и специалистов подчеркивали, что мероприятие стало возможным благодаря личным контактам президентов Грузии и России: после первого официального визита грузинского президента в Москву, Саакашвили и Путин поддерживают постоянный контакт между собой. Что касается экономических перспектив сотрудничества между странами, то здесь самая настоящая целина. На пресс-конференции, посвященной итогам форума, министр экономического развития РФ Герман Греф привел следующие цифры: торговый оборот России с Беларусью составляет 8 млрд. долларов, и если учесть, что потенциал Грузии примерно равен половине белорусского, то соответственно объемы торговли могут составить 4 млрд. долларов. А на сегодняшний день весь внешнеторговый оборот Грузии равен 4 млрд. долларов, из коих на Россию - ближайшего соседа и многолетнего экономического партнера по СССР - приходится лишь 237 млн. долларов. В то же время, по словам премьер-министра Грузии Зураба Жвания, только на продаже зелени в Россию его страна может зарабатывать от 80 до 100 млн. долларов в год. А еще прямо на форуме премьер-министру Грузии удалось привлечь в свою команду такую весомую во всех смыслах этого слова фигуру, как Каха Бендукидзе (российский олигарх, "Объединенные машиностроительные заводы") в качестве министра экономики. Еще подоспели и новости о планах Аэрофлота по приобретению контрольного пакета акций "Грузинских авиалиний" и вхождении Внешторгбанка в капитал Объединенного грузинского банка. О последней новости рассказал на форуме сам президент Грузии, приведя его как положительный пример для российского бизнеса. Грузия вообще приветствует инвестиции во все сферы экономики за исключением нескольких стратегических - коммуникации, порты и т. п. Поэтому предложение председателя комитета по делам СНГ Совета Федерации России Вадима Густова о целесообразности передачи в концессию Армении абхазского участка железной дороги не встретило понимания в Грузии. Вообще, данный вопрос не раз вставал на конференции на самых разных уровнях. И это естественно, ведь при активизации экономического взаимодействия между Грузией и Россией потери от отсутствия прямого железнодорожного сообщения между этими странами будут только расти, и вместе с этим будет расти интерес грузинской стороны к устранению этого препятствия. По этой причине, а также в силу всего комплекса факторов, учитывающих стабильность и региональную интеграцию, можно констатировать безусловный интерес к прошедшему в Тбилиси форуму со стороны Армении. И, конечно же, не случайно, что среди приглашенных россиян были такие видные бизнесмены армянского происхождения, как Ара Абрамян и Рубен Варданян. Нашему корреспонденту удалось взять интервью у президента ЗАО "Согласие" и руководителя Союза армян России по окончании тбилисского форума. - Г-н Абрамян, чем привлекла Вас конференция в Тбилиси? - На тбилисский форум меня как российского бизнесмена пригласил министр экономики и развития России г-н Греф. Сюда я приехал с конкретными предложениями и идеями. Вчера прошла встреча с президентом Грузии, сегодня - с местными бизнесменами. Подобные форумы мы уже организовывали в Армении, и они очень важны в налаживании экономических отношений между странами. И очень хорошо, что и Грузия пошла тем же путем. После первого такого мероприятия необходимо его продолжение. Вместе с этим нужно, чтобы здесь кто-то конкретно занимался поднятыми вопросами, как это делает в армяно-российском сотрудничестве группа специалистов из Союза армян России, ежедневно отслеживающая ситуацию. Я поделился нашим опытом с российскими и грузинскими коллегами. - Можно сказать, что с прошедшим форумом российско-грузинские отношения выходят на новый уровень? - Да, этот форум состоялся благодаря хорошим отношениям между российским и грузинским президентами и договоренности между ними. И можно констатировать, что время каких-то непонятных "разборок" и обид закончилось. Осталась в прошлом шеварднадзевская эпоха с многочисленными личными обидами. - Ваши проекты связаны как-то с Арменией? - Я выступил на форуме и сделал ряд конкретных предложений. Одно из них связано с открытием железной дороги Россия-Грузия-Армения, другое - созданием ассоциации бизнесменов. Последний проект положительно был воспринят президентом Грузии. - Насколько, по-Вашему, стороны близки к открытию абхазского участка железной дороги? - Этим вопросом занимаются уже много лет, в том числе и в Армении, и пришло время его конкретизировать. Этому может помочь предложение, сделанное мною, о создании частного холдинга с участием правительств Армении, Грузии и России. А чтобы все не осталось в виде благих пожеланий, необходимо создать рабочую группу, которая будет заниматься этим вопросом постоянно. А то разговоров много, а дел не очень. Конечно, и тот факт, что мы говорим об этом - тоже результат, и, как мне кажется, мы как никогда близки к разрешению вопроса. - Ваши ближайшие планы в Армении? - Проведение в октябре такого же форума, который в Армении уже стал традиционным. В этом году бизнес-форум будет очень представительным и, как мне представляется, самым лучшим за эти четыре года. Среди участников форума был и другой наш соотечественник, депутат парламента Грузии, первый заместитель председателя Союза армян Грузии Ван Байбуртян: - Форум, прошедший в Тбилиси, оказался примечательным по многим показателям. Все отмечали, что такой представительный десант российских олигархов впервые оказался за пределами России. Я думаю, что "холодная война" закончилась, и уже видны первые шаги. Например, есть договоренность, что на Тбилисском авиационном заводе будут собираться автомобили "Нива", отпускная цена которых будет меньше собранных в Тольятти и Турции "Нив", так как комплектующие облагаются меньшими налогами, нежели автомобили. Подписан проект о том, что "Аэрофлот" становится обладателем части "Грузинских авиалиний", много других договоренностей. Если даже 10% этих контрактов претворится в жизнь, то можно будет считать российские инвестиции более весомыми, нежели западные. Я хотел бы подчеркнуть, что в Грузии поняли, что один из самых главных ключей к процветанию Грузии находится в России. Саакашвили в одном из интервью буквально признался в любви к этой стране, чего не делал ни один президент Грузии за последние 14 лет. На форуме оформились планы относительно совместного строительства дорог. Речь шла также о восстановлении абхазского участка железной дороги. Ара Абрамян готов инвестировать необходимые суммы для этого. К сожалению, очень пассивно подходят к этому вопросу абхазы. Я думаю, что если они согласятся на возвращение грузинских беженцев в Гальский район, то в выигрыше окажутся, в первую очередь, они. Ведь Грузия сейчас не ставит вопрос о возвращении беженцев в Очамчири, Сухуми и другие районы Абхазии. В то же время, если Абхазия пойдет на этот шаг, она укрепит свои экономические позиции, и одновременно наладится политический диалог между сторонами.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru