Экономический еженедельник Армении

Экономический еженедельник Армении

Учебные заведения не ориентированы на рынок труда В рамках "Неделя образования для взрослых" недавно в центре Текеян прошла сессия "Образование и рынок труда". Провел сессию исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Армении и консультационного фонда "Ай-Консалт", к. т.н. Гагик Макарян, которого мы попросили ответить на ряд вопросов. - В чем состоят проблемы образования и рынка труда, которые обсуждались на сессии? - Мы пытались выяснить, почему вузы, колледжи и бизнес не могут понять друг друга. Почему вузы не могут дать такое образование, которое востребовано на рынке труда? Почему бизнесмены не идут навстречу образовательным учреждениям, не предоставляют студентам возможность практики на своих предприятиях? Почему не хотят сформулировать критерии и требования к обучению, чтобы вузы могли это учитывать в своих учебных программах? Следует отметить, что в выступлениях некоторых участников встречи, в том числе и моем, прозвучала мысль, что образовательные учреждения должны чувствовать себя полноценными участниками рынка, так как предоставление образовательных услуг - это такой же бизнес, как и любой другой. Это относится как к коммерческим, так и государственным вузам, причем к последним в большей степени, когда государство дает вузу госзаказ, руководство последнего, уже имея какое-то финансирование, не очень заинтересовано в том, чтобы искать контакты с бизнесом и учитывать его потребности. Можно выделить четыре категории потребителей образовательной системы. Это студенты, их родители, работодатели и общество. Традиционно укоренившееся стремление армян дать своим детям образование привело к тому, что каждый год около 56 тысяч молодых людей становится выпускниками 84 вузов и 81 средне-специального учебного заведения. Несмотря на это до сих пор связь между учебными заведениями и рынком труда слабая. Из 84 высших учебных заведений 18 - государственные, 2 - частично государственные и 64 - частные. По крайней мере, частные вузы должны работать как коммерческие организации и нанимать таких менеджеров, которые построят процесс обучения так, чтобы вузы готовили специалистов, востребованных на рынке труда. Кроме того, вузы на своей базе могли бы выполнять для предприятий некоторые исследования прикладного характера. И, наверное, именно вузы должны проявить инициативу, чтобы убедить бизнес в необходимости таких исследований и взаимовыгодного сотрудничества. К сожалению, предприятия не стремятся к такому сотрудничеству, студенты, которые приходят к ним на практику, зачастую демонстрируют низкий уровень знаний, не владеют элементарными навыками делопроизводства, не умеют работать на компьютере, не владеют языками. Видимо, вузы, как академические заведения, более консервативны, чем предприятия, работающие на рынке и в силу конкуренции вынужденные быть более гибкими и передовыми, чтобы удержать свои позиции на рынке. Эта разница в подходах к решению проблем приводит к конфликту интересов. В свою очередь, представители как государственных, так и частных центров занятости подняли проблемы психологической реабилитации людей, которые долгое время не могут найти работу, в результате чего у них выработался ряд комплексов, мешающих им представить свои возможности потенциальному работодателю. Кроме того, есть необходимость создания каких-то структур в рамках действующих центров занятости, которые будут заниматься подготовкой безработных к интервью с работодателем, что также необходимо, поскольку большинство безработных просто не знает, как подать себя. - С одной стороны, очевидно, что вузы не заинтересованы в последующем трудоустройстве своих выпускников, с другой стороны, это вроде и не их функция..- Действительно, вузы не очень в этом заинтересованы. Большинство из них об этом не думает, в силу востребованности высшего образования в Армении практически каждый вуз, вне зависимости от качества предоставляемых им образовательных услуг, находит своего потребителя, для которого главное получить диплом. Отмечено немало случаев, когда вузы принимают на последний курс студентов, которые приходят лишь для того, чтобы получить диплом, и получают его через шесть месяцев наравне с теми, кто добросовестно учился все годы. В результате работодателям приходится самостоятельно решать вопросы подготовки кадров или приглашать специалистов из других стран. Кроме того, выпускники с трудом адаптируются в организациях работодателей, а существующая система образования не позволяет завоевать доверие в сфере промышленности. Отсутствует процесс внедрения системы для определения квалификации и стандартов, основанных на способностях и навыках. На этом проблемы работодателя не исчерпываются т. к. существует целый ряд других задач. Примечательно, что на недавней конференции по образованию в Иордании поднимались те же самые проблемы. - В чем вы видите выход из положения? - Мы сошлись на том, что необходимо продолжить диалог между вузами и работодателями для создания и развития кооперации между учебными заведениями и предприятиями с привлечением организаций, способствующих развитию бизнеса, в том числе СППА, ТПП и других. А то, что это возможно, доказывают положительные примеры такого сотрудничества. Государство также должно проявить свою заинтересованность в процессе, способствующем развитию экономики и повышению качества рабочей силы. - Между СППА и некоторыми вузами в прошлом году были подписаны соглашения. Что удалось сделать в рамках этих соглашений? - В четырех частных вузах постепенно меняется содержание учебных программ и перечень специализаций, в частности, в сфере информационных технологий и трудового законодательства, в пяти вузах открылись новые кафедры или филиалы. Студенты приобретут теоретические и практические знания по конструированию чипов и других продуктов. Компании выплачивают студентам дополнительную стипендию и зарплату преподавателям. С целью поддержки развития предпринимательства в нашей стране во Французском университете Армении при содействии СППА и фонда "Ай-Консалт" уже два года действует магистратура по специальности "Предпринимательство и управление малыми и средними предприятиями", в рамках которой СППА оказывает содействие университету в выборе предприятий и секторов промышленности. Это, в частности, такие отрасли, как пищевая индустрия, строительство, машиностроение, электроника и электротехника, производство алкогольных напитков, банковская система и т. д., в которых студенты могут предоставить свои консультационные услуги и проходить производственную практику. Лучшие бизнесмены преподают там или делятся своим опытом со студентами. - Вы все время говорите о высшем образовании. Не считаете ли вы, что сегодня образовался большой пробел в области среднего специального образования? Предприятия не могут найти квалифицированных рабочих... - Да, предприятия нуждаются в специалистах, которых нет. В Армении в настоящее время действует программа Евросоюза, которая помогает разработать новую стратегию и стандарты по средне-специальной образовательной системе. В рамках этой программы оказана техническая помощь 4 колледжам, в частности, им были предоставлены методологические материалы и новое оборудование, преподаватели прошли тренинги в Армении и за рубежом. Сейчас разрабатываются новые подходы к развитию среднего и специального образования в Армении.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru