Вадим Шумков: моя корысть - National Business

Вадим Шумков: моя корысть - National Business

Итак, 20 минут общения с только что вернувшимся из отпуска директором Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Вадимом Шумковым.

Вадим Шумков

National Business: Как отдохнули?

Вадим Шумков: Классно. Как говорят в народе: «отдыхать - не работать». Шучу, конечно, но такие 10-15 дневные перерывы в работе помогают восстановиться, чтобы снова быть максимально полезным Родине.

NB: Я слышал, что до поступления на госслужбу вы занимались бизнесом, то есть сегодня можете смотреть на монетку с двух сторон одновременно. Хотелось бы узнать ваше видение. Как быть со сложившимся взаимным недоверием и недопонимаем?

В. Ш.: Бизнесом я действительно занимался и достаточно удачно, не имея при этом никакой поддержки, а на госслужбу пошел только из благих намерений.

NB: Ну и как? Оправдались надежды?

В. Ш.: Надежды – слово не очень подходящее. Двигало желание изменить что-либо в лучшую сторону и не только для себя. Конечно, и амбиции во всем этом сыграли не последнюю роль. А исходил из одного постулата, которого придерживаюсь до сих пор: «Надо быть, а не казаться, надо делать - не пытаться». Потому, когда мне сотрудник говорит: «Я попытаюсь», всегда отвечаю: «Ты лучше сделай! Как получится! Как сможешь!» Для меня сказать «попытаюсь», значит установить себе ограничение и не верить в свои действия и их успешность. А это уже наполовину поражение.

NB: И тем не менее, давайте к повестке дня! Вы только что попытались уйти от ответа на вопрос о впечатлении от службы?

В. Ш.: (улыбается) Если ты ждешь от меня критики или неких откровений с героизацией себя в стиле: «Я знал, я говорил», - этого не будет. Искренне считаю, что мне просто повезло, что я поступил на госслужбу именно в Тюменской области. Я у таких зрелых людей смог поучиться! Поэтому, нисколько не кривя душой, считаю, что система органов государственной власти в Тюменской области одна из лучших в стране, и уверяю вас, далеко не самая последняя, если сравнивать с другими странами. А мне есть с чем сравнивать.

NB: Мой вопрос сейчас будет столь же наивным, сколь и логичным: «Что в ней такого, что делает ее одной из лучших»?

В. Ш.: Люди. Этой области крепко повезло с руководителями. Постоянно живя в регионе, многие перестают замечать тот факт, сколь быстро и как активно произошли благие изменения. Это касается как внешнего облика самой Тюмени (в который каких-то 9 лет назад просто заезжать было страшно из-за дорог, грязи и невзрачного облика), так и всего остального. Даже приезжие иностранцы оценивают его как один из наиболее чистых и продвинутых городов страны. Вряд ли другой город (кроме Москвы) может похвалиться таким объемом и качеством изменений в лучшую сторону за такой краткий промежуток времени. А там, простите, были совершенно другие стартовые условия. Здесь же просто сработал качественный государственный менеджмент. Создание у города и региона облика места, в котором хочется жить, и есть лучший стимул для переезда сюда людей с севера и любых других частей страны.

NB: С какими взглядами вы пришли в Администрацию? Что поменялось?

В. Ш.: Не буду скрывать, пришел критично настроенный, если ты об этом. Ведь вокруг, вроде как, бюрократия, а я – эдакий знаток «правды жизни» ведь в бизнесе работал, налоги платил. А затем, видя, как работает система, начал, так сказать, эволюционировать. И категоричность суждений стала заменяться четким пониманием, что любая ситуация неоднородна, что люди всегда и везде остаются людьми, если есть стержень, и место работы к этому не имеет никакого отношения. Власть, как и деньги, портит только испорченных. Сама же по себе она – источник реальных возможностей для умножения благополучия и облагораживания той части пространства (двора, района, города, области, страны), в котором ты живешь и трудишься.

NB: Например? Что конкретно вы предложили, скажем, в последние 3 месяца?

В. Ш.: Учитывая то, что кризис наполовину является кризисом доверия, и больнее всего ударил он по строительству и рынку недвижимости, мы предлагали осуществлять продвижение строительных проектов чистых (в кредитном и налоговом плане) тюменских компаний на региональном и северном рынке со ссылкой на то, что проект реализуется при поддержке Правительства области. Такой акцент значительно стабилизирует этот рынок.

Также, например, в отношении малого и среднего бизнеса были следующие предложения:

- передать полномочия по осуществлению регистрации и ведению ЕГРЮЛ от ФНС РФ Торгово-промышленной палате РФ и ее региональным палатам. Правительству РФ с этой целью разработать дополнения в ФЗ «О Торгово-промышленных палатах в РФ». Эта тема пошла от Совета по развитию предпринимательства при Губернаторе области и проработана и поддержана областными депутатами.

- развить систему упрощенного налогообложения путем расширения перечня «патентных» видов экономической деятельности. Особенно это касается «серых» сфер бизнеса, где государство ничего не получает и не контролирует (сдача жилья в аренду, частный извоз, репетиторские услуги, надомные услуги, отделочные работы, мелкая уличная торговля). Считаю, что необходимо ввести фиксированные суммы выплат физическими лицами, которые оказывают такие услуги и не требовать от них обязательной регистрации в качестве предпринимателей. Единственное фискальное обязательство - приобретение патента по фиксированной стоимости на год, полгода или на месяц. Это позволит вовлечь в фискальный оборот очень весомые «серые» сферы бизнеса, а также упростить процедуру законного оформления права на его осуществление для граждан РФ.

Вадим Шумков

Думаю, также, что государство может ввести регулирование арендных ставок для частной коммерческой недвижимости, которую арендуют предприниматели, определив «нижнюю» и «верхнюю» планки по аналогии с ЕНВД, привязавшись к району застройки, типу и качеству недвижимости.

Есть у нас и другие предложения, но об этом, что называется, в следующей серии.

NB: Вы считаете, государству это будет выгодно?

В. Ш.: Давай посчитаем. Только в Тюмени рынок аренды жилья составляет несколько десятков тысяч квартир. Даже если взять минимальную стоимость одного годового патента для такой деятельности, допустим, 1000 рублей, то это вполне осязаемые и конкретные деньги. И так по каждому виду «патентной» деятельности. А поступать доходы от продажи таких патентов должны в местные бюджеты, т. к. у них больше стимулов и возможностей для их сбора. Продажа патентов может осуществляться через Сбербанк и ТСЖ (для сдачи жилья в аренду).

Хотя в этом случае важнее не пополнение бюджета, а создание для людей удобной процедуры соблюдения законодательства. Наш человек решив «потаксовать» месяц-другой не пойдет регистрироваться предпринимателем и заполнять декларацию. Ментальность не та. И заставлять его не нужно. Нужен гибкий подход.

А по последней теме–те ставки, которые предприниматели платят арендодателю закладываются в конечную стоимость товара и услуги, которую мы с вами у них покупаем как потребители. А то, что арендные ставки, как и конечные цены на товары и услуги серьезно «подсаживают» конкурентоспособность наших предпринимателей это очевидно.

NB: Последние 6 месяцев с их, мягко говоря, насыщенными событиями как-то повлияли на ваше мировоззрение?

В. Ш.: Уважения больше появилось! К руководству. Оно всегда было, я так воспитан. Но в последнее время, вблизи посмотрев на работу губернатора, я понял, как он реально пашет. И ему, и его финансовому блоку, поверьте мне, приходится крайне нелегко, когда по несколько раз приходится пересматривать бюджет в стрессовой для всех ситуации. Это особый уровень сложности принятия управленческих решений. Тем более когда осознаешь, что за каждым решением стоят тысячи и тысячи конкретных живых людей с их судьбами, чаяниями и эмоциями, и многие из них ждут, что власти просто-таки обязаны в считанные дни решить все их проблемы.

Помню, когда пришел к Губернатора в первый раз защищать программу развития малого предпринимательства. Тогда у меня был простая установка: получить для развития побольше средств, чтобы результат тоже был впечатляющим. И помню его слова, что надо, вначале, те средства. которые выделены, научиться максимально рационально и эффективно расходовать. Он сказал: «Расширьте направления поддержки, вовлеките максимальное количество предпринимателей в этот процесс, сделайте его доступным и понятным, а потом будем решать вопрос выделять ли дополнительные деньги». Так я убрал из своего лексикона словосочетание «освоение бюджетных средств». (смеется)

В итоге: в 2006г. финансирование наиболее популярной среди предпринимателей и предприятий строки господдержки малого бизнеса в программе составляло 16,5 млн. В 2007 - 33 млн., а в 2008 уже 65 млн. рублей. На 2009 год, несмотря на все трудности, запланировано 342 млн. рублей. Плюс еще 57 млн., по предварительным данным, мы получим из федерального бюджета по результатам конкурса, проводимого Министерством экономического развития РФ. С 30-40 предприятий в год в 2006 году мы пришли к показателю в почти 300 предприятий и предпринимателей. Да еще промышленных более 60. И это только финансовая поддержка. А если брать информационную, консультационную и просто помощь в регистрации своего бизнеса, в поиске партнеров, то это тысячи и тысячи.

И меня очень порадовало, когда губернатор дал поручение в этом году провести массовое обучение предпринимательству студентов высших и средних специальных учебных заведений области. Это очень мощный толчок той работе, что мы делали в предыдущий период. А для нас - еще один элемент доверия.

NB: Для вас это так важно?

В. Ш.: Конечно! Основное преимущество государственной службы в Тюменской области для меня - это доверие. Тебя тестируют на адекватность в понимании общих принципов развития сферы, в способности правильно реагировать на определенные ситуации. И, если ты справляешься с возложенными на тебя задачами, то тебя не дергают мелочным контролем и не изнуряют повседневными отчетами. Такая разумная автономия с четкой системой мониторинга и есть залог успешности и эффективности деятельности любой структуры. И органов государственной власти в первую очередь. Все знают общий план, и каждый знает свой маневр. В этом плане работать с губернатором и его заместителем Александром Моором очень комфортно.

Я и к формированию Департамента в 2006 году приступал с таких же принципов. Выстраивал систему работы с теми, кто обращается за поддержкой и содействием по любому вопросу нашей компетенции по клиентскому принципу. Пояснял своим сотрудникам: «Мы оказываем государственную услугу! И в любом пришедшем к вам за помощью надо видеть человека, на налоги которого оплачена ваша мебель, оргтехника и ваша зарплата».

Вадим Шумков

Также постарались максимально унифицировать систему приема документов. Мне смешно, когда люди искренне не верят, что никто никому не звонит и не говорит кого поддерживать, а кого нет. И что нет никакого кулуарного деления средств господдержки уже только потому, что с абсолютным большинством из тех, кто обращается за господдержкой, ни я, ни члены комиссии не знакомы лично.

NB: Как тогда вы принимаете решения?

В. Ш.: Коллегиально! Есть определенная система критериев, по которой идет оценка документов. Если пакет соответствует требованиям, установленным законом, то оказывается господдержка. Если нет, то нет. Вопрос, не имеющий однозначного толкования, выносится на общее обсуждение комиссии, половина которой не являются чиновниками. И каждое решение обязательно голосуется.

NB: А если в конкретике? Какие показатели по развитию предпринимательства в закончившемся году?

В. Ш.: Ну наконец-то спросил! Хорошие результаты! Очень. Количество зарегистрированных предпринимателей и предприятий выросло на 6100 за год! 2005-2006 год ежегодный прирост составлял от 900 до 1000. 2007 год дал нам 4900 новых субъектов предпринимательства. А за прошедший год уже 6100! А это новые рабочие места и налоги, да и просто улучшение жизни конкретных людей. Выручка валовая выросла на 15 млрд. рублей за прошлый год. Средняя зарплата увеличилась на 10%...

NB: Что-то уж больно все гладко! Про трудности будете говорить?

В. Ш.: Сейчас время такое, что многим трудно. Понятно, что проблемы идут и проблемы немалые. И не на короткий период. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Уже сейчас очевидно, что диверсификация экономики для России вопрос не далекого будущего и не предмет разговоров, а условие выживания и залог успешного развития. Станет более явной реальная управленческая эффективность многих и многих. Мне как человеку, который несколько лет профессионально занимался антикризисным управлением, это очевидно. И очевидно также, что ряд отраслей и направлений получит дополнительный стимул к развитию. Особенно там, где активно произойдет замещение импорта.

Со своей стороны скажу, что в пределах своих возможностей Тюменская область подготовилась максимально эффективно. Реализация основных новых инвестпроектов в области ведется в тех отраслях которые могут дать качественное структурное изменение региональной экономики. Финансовые и административные ресурсы сконцентрированы на наиболее уязвимых направлениях. Об увеличении финансирования я уже говорил. Ведется и прямое легальное лоббирование интересов тюменских предприятий перед потенциальными покупателями их продукции.

Только в апреле по поручению Губернатора мы организуем и проведем встречи наших предприятий и предпринимателей с 4 крупнейшими нефтяными компаниями по вопросам активизации закупок местной продукции. Еженедельно, в огромное количество адресов за пределы РФ направляется информация о региональной продукции ее потенциальным потребителям с целью стимулировать продажи. Сотни наших предприятий получают данные о том, куда и кому можно поставить свой товар или оказать услуги. Уже сейчас пошел конкретный результат –идут благодарственные письма от тюменских предприятий, что с нашей помощью удалось поставить их продукцию на новые рынки.

NB: У меня личный вопрос, предполагающий честный ответ «Зачем вам это?»

В. Ш.: Хороший вопрос. И честный ответ «Мне это надо и мне так нравится!» и в этом главная моя корысть. Внутреннее равновесие или душевный баланс адекватного человека это категория не только и не столько материальная. Искренне жаль, что понятие реального (а не «квасного») патриотизма превратилось для многих в пафос. Нивелировались моральные стимулы.

А мне искренне очень приятно получать отзывы от тех предприятий, которые работают как внутри, так и за пределами области. Они говорят, что нигде в других субъектах не встречали такой искренней поддержки и четкой организации в подходах к их продвижению. Радует, что практически каждая делегация иностранных компаний подтверждает, что качество встреч и работы с инвесторами в области не сравнить с другими регионами и именно это повлияло на их решение работать с нами и вкладывать деньги у нас. Радоваться поражениям своей страны и обгаживать ее успехи может только извращенец. Мне несимпатичны люди «отжимающие» свою страну, чтобы совершать за ее пределами очередное приобретение.

Мне нравятся многие страны. Но люблю я Россию. Этот край (Сибирь) исстари защищали и обустраивали мои предки. В этом регионе собираюсь жить я. Хочу, чтобы здесь жила моя семья. Ну а если живешь где-то постоянно, то нужно свой дом обустраивать и качественно и комфортно.

N. B. Тогда и другим захочется у нас работать и вкладывать деньги?

Приведу маленький, но очень характерный пример. В 2005 году руководство области предлагало компании IKEA строительство торгового центра компании в Тюмени. Тогда нам любезно с легкой иронией отказали. Но уже в 2008 году сама компания с несвойственной для шведов стремительностью начала «заваливать» Губернатора и Правительство предложениями построить деловой комплекс очень интересной архитектуры, благоустроить огромную городскую территорию, вложив сотни миллионов долларов. Сейчас с ними еще идет работа и по реализации проекта строительства деревообрабатывающего завода в Ишиме.

Вот это и есть реальная работа Губернатора и Правительства. Четко. Просто. Без лишних комментариев.

NB: Предлагаю снизить среднюю скорость нашей беседы до минимальной. У меня осталось два вопроса. Первый: каким вы видите будущее государственной службы в целом?

В. Ш.: Не самое благодарное дело – заглядывать в будущее. Оставим это на домашнее задание потомственным гадалкам. Я привык пользоваться аналитическими выкладками и рассуждать по существу. Вместе с тем, если вы помните, в 90-ые годы государственная власть зачастую просто не исполняла свои функции, поскольку не имела возможности и ресурсов их исполнять. Последние годы картина кардинально другая. Реагирование идет в прямом режиме. Если очень коротко о будущем госслужбы - оно в том, чтобы четко прогнозировать и решать основные проблемы до их возникновения (чтобы население даже не знало о том, что они могли возникнуть).

NB: В связи с такой репликой, у меня еще один предпоследний вопрос – это реально, по-вашему?

В. Ш.: Думаю, да. Если при этом и население осознает меру ответственности за действия органов власти, которые оно прямо, либо опосредованно, выбирает и нанимает за свои налоги и необходимость своего постоянного реального участия в этом процессе.

NB: И наконец, последний вопрос – самое большое открытие, которое вы сделали в период работы чиновником?

В. Ш.: Оно очень простое. Если разобрать любое экономическое чудо последних десятилетий – японское, арабское, немецкое, китайское, сингапурское, финское и т. д. – то выясняется, что весь комплекс мер, предпринимаемых правительствами этих стран опирался, в первую очередь, на национальные особенности и менталитет населения, а уже потом на ресурсную базу.

Я четко осознал, что при разработке и реализации реформ и проектов государственного уровня необходимо учитывать менталитет именно российского народа и специфику России, нашу «самость», во всех ее особенностях. И все мероприятия необходимо затачивать на использование сильных сторон и преимуществ и нивелирование слабых сторон и угроз. Только тогда успех будет неизбежен. Очень хорошо это понимал и использовал Петр Столыпин.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru