За колбасой – в один магазин, за молоком – в другой

За колбасой – в один магазин, за молоком – в другой

Где продукты дороже: в торговых сетях или маленьких магазинах? Что влияет на их стоимость? Стоит ли участвовать в различных акциях? О ценовом разнообразии и его причинах мы поговорили с заместителем главы областного департамента сельского хозяйства и продовольствия Владимиром Огородовым­ - Владимир Геннадьевич, что влияет на стоимость продуктов питания?- Сегодня в условиях рыночной экономики цена на товар или услугу формируется в результате баланса спроса и предложения. Стоимость того или иного продукта в рознице зависит от спроса, который может быть сезонным, а иногда приобретает ажиотажный характер - взять «соляной» бум в 2008 году или взлёт цен на гречневую крупу в 2011-м. Кроме того, спрос, например, на продукты питания определяется индивидуальными вкусами людей или культурой потребления. В свою очередь, предложение товара на конкретных рынках зависит от уровня собственного производства этого товара на определенной территории, а также объёма импорта.­ - Из каких составляющих складывается цена?- Структура цены на продукты питания в розничной сети складывается из цены закупки (у оптовика или напрямую у производителя) и торговой наценки. Но цены на один и тот же продукт в розничных торговых организациях могут отличаться. Влияет на это товарооборот магазинов, ассортимент товаров, стоимость услуг ЖКХ и величина арендной платы за помещение, наличие широкой сети магазинов, населённость района и многое другое. Очевидно, что в торговые сети регионального или федерального значения продукты закупаются большими оптовыми партиями, и, соответственно, со скидкой. Так появляется возможность снизить торговую наценку в рознице и сделать продукт доступней для потребителя. Взять рынок молочной продукции. «Молочку» в Кировской области выпускает 21 молокоперерабатывающий завод. Предприятию, расположенному на периферии, например, Унинскому маслозаводу, чтобы реализовать продукцию в Кирове, потребуются немалые транспортные расходы. Между тем на Кировский молочный комбинат магазины сами приезжают за продукцией. Поэтому предприятие имеет больше возможностей для предоставления скидок крупным покупателям - торговым сетям. Они, получив товар по меньшей закупочной цене, могут снижать наценку. Кроме того, на сегодня показатели качества продуктов питания существенным образом отражаются на ценах. Например, продукция пищевой промышленности Кировской области вырабатывается из натурального, а значит, более дорогого сырья (молоко, мясо, овощи, картофель и т. п.), отличается высоким качеством и полезностью для здоровья человека. В то же время на потребительском рынке области присутствуют продукты питания, изготовленные с добавлением тропических масел, являющихся заменителем животного жира, а также растительного белка и консервантов. Такие продукты имеют длительные сроки хранения, но они дешевле натуральных аналогов. В формировании розничной стоимости продуктов питания играет свою роль и конкуренция.­- Насколько, по вашему мнению, она развита на нашем региональном продовольственном рынке?- Можно сказать, что в Кировской области нет недостатка в торговых площадях. Постоянно повышается качество обслуживания покупателей, становится лучше внешний вид торговых помещений. Кроме того, раньше мы только слышали об определенных торговых сетях. Сегодня некоторые из них, в том числе «Магнит», «Карусель», уже пришли в Кировскую область. Конкуренция однозначно приводит к повышению качества обслуживания покупателей и снижению розничных цен. И, наоборот, из-за ее недостатка цены на отдельные товары на локальных потребительских рынках могут быть выше.-­ Поэтому в районах продукты обычно дороже, чем в областном центре?- Чем меньше ёмкость потребительского рынка, тем менее привлекателен он для предпринимателей. В районах области цены на различные продукты питания могут отличаться в зависимости от места их производства. Например, в тех районах, где сохранены молокозаводы и мясоперерабатывающие предприятия, мясомолочная продукция, естественно, дешевле завозной. Кроме того, сельские жители сами обеспечивают себя продуктами питания с собственных приусадебных участков и личных подворий. Поэтому цены на продовольственные товары более широкого ассортимента, но ввозимые с других территорий могут быть выше.­ - Как кировчанину понять, где лучше покупать продукты? Например, картошка в одном магазине дороже, зато молоко дешевле, чем в другом.- Понять, где продукты покупать выгоднее, поможет только индивидуальный маркетинг. В одном продуктовом магазине есть хорошо покупаемый товар, поэтому наценка благодаря товарообороту умеренная. А в другой точке этот же квас или хлеб в ассортименте есть, но приоритетными не являются, например, в винно-водочном отделе – и стоят дороже. Многие покупатели сравнивают цены на одни и те же продукты в разных магазинах. По факту получается, что брать, допустим, молоко и сметану выгоднее в одном, а колбасу и мясо – в другом, фирменном магазине от производителя.­- Выгодно ли участвовать в акциях, которые устраивают продуктовые сети?- Акции по снижению цен также являются элементом борьбы за покупателя. Они направлены на исследование покупательского спроса, продвижение нового или дорогого товара, быстрый сбыт при истекании срока годности и т. п.­- Это действительно «цены от производителя»?- Цены на товары по акциям могут быть на уровне или ниже цен производителей этих товаров. Например, масло животное, выработанное в зимний период, когда стоимость закупаемого сырья была высокой, имеет и более высокие розничные цены. Но с наступлением лета и в связи с относительным увеличением валового производства молока-сырья, а также снижением спроса на масло у производителей возникает необходимость «разгрузить» его запасы. Поэтому они предлагают торговым организациям существенную скидку к отпускным ценам, а те, в свою очередь, снижают розничные, предлагая покупателю товар «по акции».Для покупателя чем ниже цены, тем выше интерес. Однако, прежде чем участвовать в акции, нужно посмотреть, где и кем произведен товар, какое у него качество, срок годности. По закону Стоит ли государству регулировать цены?­ В мае текущего года в Федеральный закон № 381 об основах регулирования торговой деятельности предлагалось внести существенные изменения: один из вариантов законопроекта предусматривал государственное регулирование цен на продукты питания на всех этапах от производства до продажи продуктов (производство ­ опт ­ розница), ­ говорит Владимир Огородов. ­ Но законодатель на внесение поправок не решился, поскольку, по мнению экспертов, такая норма может привести к дефициту продовольствия. Для ограничения роста цен на потребительском рынке постановлением правительства Кировской области с 2007 года установлены предельные торговые наценки в размере 10% (15% в сельской местности) на перечень социально значимых продуктов питания. К ним относятся молоко (3,2% жирности), масло сливочное (72,5%), сыр (45%), кефир, хлеб ржаной, пшеничный, ржано пшеничный первого и второго сорта, мясо птицы, яйцо столовое первой категории, масло подсолнечное нерафинированное, свинина, мука пшеничная, рис шлифованный, гречка, пшено, сахар песок. Эта мера позволила ограничить рост цен и обеспечить доступность продуктов питания для населения Кировской области. К сведению В приоритете – местное По словам Огородова, жители области отдают предпочтение местным продуктам питания. Это известные бренды, которые из года в год подтверждают свое качество. Показательный пример: несколько лет назад на прилавках появились майонезы под торговой маркой производителей из соседнего региона, была проведена пиар компания. Но в результате залежавшийся продукт отправили на переработку. Местные производители, совершенствуя технологии, по­-прежнему обеспечивают высокое качество, пищевую ценность и полезность продуктов. Например, местные сыроделы используют натуральное молочное сырьё без добавления применяемого нынче повсеместно растительного жира. Предпочтения кировчан сложились потому, что наш регион издавна занимается животноводством, в том числе молочным. Сельхозтоваропроизводители Кировской области постоянно наращивают объемы производства молока, улучшают его качество. За 2010 год, несмотря на аномальную летнюю жару, было произведено 506 тысяч тонн, что на 0,7 процента больше, чем в 2009­м. Стабильной остается ситуация по производству яиц, а также свинины ­ за счет реализации крупных инвестиционных проектов. Ведущие предприятия перерабатывающей и пищевой индустрии области подтверждают качество не только продукции, но и менеджмента по международным стандартам.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru