Узбекская соломка, национальное искусство Узбекистана

Узбекская соломка, национальное искусство Узбекистана

Атабек Юлдашев — удивительно интересный собеседник с неиссякаемым запасом энергии и новых идей. Его ремесленнический бизнес весьма успешен как в Узбекистане, так и за его пределами. Можно сказать, эталон для тех, кто хочет совместить приятное с полезным и превратить свое хобби в источник хорошего материального дохода.

Началось все в 1998 году с… автомобильной аварии. Атабека, бывшего в те времена бизнесменом, не имеющим отношения к народному творчеству, вытащили из салона искореженной «Нексии», разрезав кузов автомобиля. Жизнь спасли, но прогноз был неутешителен: инвалидность. Навсегда. Лишившись своего стержня, фирма разорилась. Деньги утекали рекой на лечение и текущие потребности семьи из шести человек…

И неизвестно, куда повернула бы дорога жизни, но Атабек познакомился с Ираидой Грященко, научившей его создавать картины при помощи соломки злаковых растений. Процесс пошел. Творческий, необратимый, увлекательный. Как оказалось впоследствии — еще и исцеляющий.

Сейчас Атабек полностью восстановился и мало чем отличается от многих из нас. Однако узбекская соломка, пленившая его десять лет назад, по-прежнему занимает большое место в жизни Атабека. Не только как хобби, приносящее моральное удовлетворение, но и как бизнес, кормящий всю его семью.

- Атабек, с какого возраста можно заниматься узбекской соломкой?- Заниматься этим искусством как хобби можно в любом возрасте. Начиная, как говорится, с 7 до 70 лет. Ну а если профессионально, то нужно иметь в виду, что это искусство требует точно такого же отношения к творчеству, как и живопись, графика и др.

- Насколько востребован этот вид творчества?

Узбекская соломка как творчество вызывает очень живой интерес на выставках, фестивалях, в том числе международных. Зрители (а среди них немало специалистов, т. е. художников, искусствоведов) сравнивают мои работы из соломки со станковыми произведениями.

Помимо творческих работ я делаю много сувенирных картинок, которые востребованы среди крупных бизнес структур как корпоративные сувениры.

- Каков он — портрет вашего клиента?

- Если судить исходя из популярных работ, то портрет моего клиента — это успешный человек, респектабельный бизнесмен, топ-менеджер крупной компании, руководитель организации, министерства. Эти сувениры больше всего и востребованы. А творческие картины я практически не продаю. Эти работы только для выставок.

- Есть ли у вас сейчас другая деятельность помимо узбекской соломки?

- Узбекской соломкой я занимаюсь профессионально вот уже 10 лет. За эти годы занятие таким творчеством принесло мне столько радостей, что я не представляю себе, в каком еще деле я мог бы получить столько положительных эмоций! В бизнесе точно такое не бывает. А ведь цель человека в любом деле — получить удовольствие от того дела, которым он занимается. Это в духовном плане. А в материальном мне тоже грех жаловаться, поскольку еще не было такого чувства, что меня не устраивает доход, который приносят мне мои авторские сувениры. Чем больше произвожу, тем больше спроса на них. Это меня подталкивает на создание своего сувенирного бизнеса, как составной части моего искусства. Поэтому больше уделяю времени на создание новых видов уникальных сувениров не только из соломки, но и из других природных материалов. При этом я их разрабатываю, учитывая потребности клиента, бизнеса, рынка. Одним словом, провожу маркетинговые исследования. А не просто так: взял, изготовил что-то и предложил на рынке — а там они не будут пользоваться спросом. Напротив, все мои задумки, воплощенные в этих небольших современных сувенирных картинках, изделиях, сразу вызывают неподдельный интерес и пользуются спросом.

Это своего рода бизнес. Только специфический. Где очень мало специалистов сувенирного дела, которые могут разрабатывать современные сувениры, при этом не только сохраняя, но и наиболее выразительно преподнося народный фольклор, архитектурные достопримечательности Узбекистана. А самое притягательное в моих сувенирах для бизнес структур — это то, что я разрабатываю корпоративные сувениры с отображением рода деятельности компаний с размещением их логотипа в самом сюжете картинки. Такие картинки, вкрапленные, с легким, искрометным юмором, с яркими, известными персонажами народного фольклора вызывают восхищение не только у заказчика, но и у тех, кому они их дарят. Например, это корпоративные сувенирные картинки для Корейской национальной нефтяной компании, для Лукойл Оверсиз Узбекистан, LG, Самсунг и многих других. А в свободное от этого время я занимаюсь творческими произведениями. Часто участвую на выставках, в том числе и международных, где получаю восторженные отзывы. Бывает, придумываю какой-то интересный проект и реализую его. Так было с идеей выставки-марафона «Узбекская соломка»,которая прошла почти по всем областным центрам республики в 2006-07 гг. В этом проекте участвовали более десяти республиканских учреждений, министерств и организаций.

- В чем сложности работы ремесленником или занятия творчеством в нашей стране?

- Что касается сложности работы или занятия творчеством здесь, в условиях Узбекистана, то я не вижу каких-нибудь серьезных препятствий для этого. Государством созданы очень хорошие условия для мастеров. Будучи членами Ассоциации народных мастеров «Хунарманд», они освобождены от уплаты подоходного налога. Это очень существенная поддержка. Регулярно устраиваются выставки, конкурсы, где мастера получают положительные эмоции, вдохновение для дальнейшего творчества. Без этого никак! Только представьте, в каком бы положении оказались мастера, если бы не было этих льгот, выставок, конкурсов и уравнять изделия мастеров с промтоварами? Очевидно, в упадке. В этом вопросе я убежден, что народное творчество в Узбекистане не только сохранило свои исторические корни, но и обогатилось многими новыми видами, направлениями творчества. При этом нельзя сказать что проблем вообще существуют. Они есть. В большей части это касается помещений для мастерских. Многим мастерам приходится арендовать помещения, туда же добавляются коммунальные и накладные расходы. И это, зачастую, очень накладно. Все эти расходы перекладываются на себестоимость изделий, цены становятся неконкурентными, и мастер бывает вынужден закрывать свое мастерское. То есть точно так, как и в бизнесе. Возникает вопрос: а есть ли выход? Очевидно что есть. Но это другая тема разговора.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru