О великих заслугах публики

О великих заслугах публики

Около двадцати лет назад одному журналисту из Нью-Йорка пришла в голову идея заключить с коллегами пари. Суть пари заключалась в том, что он обратится к президенту с петицией немыслимо глупого содержания, причем под петицией подписаться должны были уважаемые граждане. И он, таки, выиграл пари. Ведь на редакционный стол, спустя несколько дней, лег документ, в котором было обращение к президенту Рузвельту с просьбой поставить на голосование вопрос о законе выплат ренты вдовам неизвестных солдат. Этот случай действительно имел место.

На основе наблюдений известного американского обозревателя Брисбейна можно сделать вывод, что люди, в большинстве своем, бесконечно наивны. А чтобы задуматься о целесообразности того или иного предложения или поступка у них попросту нет времени. Из-за каждодневной загруженности практически не остается времени на чтение литературы разных стилей, что неизменно сказывается на уровне грамотности людей. Вот, к примеру, взять хотя бы ответы на вопросы, которые получил один из корреспондентов «Викинг Пресс». Так, люди полагают, что жена Апостола называется Эпистола, а жена вегетарианца зовется соломенной вдовой. Река Нил богата не только крокодилами, но и пирамидами. Или такие глупости: Кромвель был палачом, которые отрубил голову английскому королю Карлу; все зебры давно вымерли, а сейчас ими пользуются как наглядным пособием для буквы «З»; вода состоит из двух джинов – оксиджина и гидроджина.

Вот, например, по причине невнимательности с гидом в Венеции случился такой курьез. Он водил туристов по Дворцу Дожей ("doge's palace"), а в конце экскурсии одна американка задала ему вопрос, который поставил гида в тупик. Она поинтересовалась породой собаки, для которой был построен такой дверец. На самом деле она неправильно прочла название дворца, пропустив букву «е», а в итоге получился «дог’c-палас». Гид, конечно, тактично указал на ошибку туристки, и все сразу стало на свои места. Ведь европейцы не строят дворцы для собак, и не оформляют их золотом, росписью и дорогими произведениями искусства.

Очень часто случается так, что информация, написанная в газетах, считается правдивым источником, не доверять которому просто немыслимо. И порой прочитанная в утренней газете информация к обеду уже перестает быть сенсацией, в силу того что вышли новые публикации с новыми подробностями или новостями. Чаще всего попадаются на удочку правдивости те, кто доверяет критическим статьям о литературных изданиях. Часто бывает так, что материал для критических отзывов в прессе пишет сам автор обсуждаемого произведения. А потом при чтении своего собственного отзыв в газете или журнале остается доволен критикой. Так и получается: сам придумал, сам и поверил.

Какова бы ни была подоплека статей типа «сам придумал, сам поверил», о них можно сказать одно: это настоящие родители так называемой «газетной утки». Придумали сенсацию, швырнули ее в СМИ и забавляются, наблюдая реакцию доверчивого читателя.

Сам термин «газетная утка» или «фокус-покус» употребляется в словарном обиходе довольно часто. А вот откуда пришло это выражение – совсем другой вопрос.

Для бельгийцев происхождение понятия «газетная утка» связано с авантюрной выдумкой журналиста Корнелиссена. В его бытность в газетах и журналах писалось столько откровенно неправдивой информации, что некоторые опусы доходили до абсурда. И он решил показать, как нужно писать неправдивые статьи. Он написал о том, что ученые поставили эксперимент на прожорливость и беспринципность уток. Загнали первоначально в загон двадцать птиц, а потом по одной птице убивали и скармливали остальным, предварительно мелко разделав, со всеми потрохами и перьями. С каждым часом количество уток уменьшалось на одну, а аппетит прожорливых птиц меньше не становился. Так продолжалось до тех пор, пока не осталась одна утка, которая с удовольствием «приговорила» свою последнюю подругу. На основе такого опыта были сделаны выводы, что утка – самое бессовестное, беспринципное и желчное животное. Данная публикация быстро облетела все европейские СМИ того времени и перекочевала за океан в Америку. А оттуда незамедлительно пришла ответная публикация, где писали о том, что американские ученые провели ряд подобных экспериментов и выявили в утках физиологические аномалии. После такого заявления Корнелиссену ничего не оставалось, как признаться в том, что его статья была выдумкой. Вот, возможно, с того времени и стали называть неправдивые новости «утками».

Но и в данной ситуации нельзя быть абсолютно уверенным. Ведь в первой половине девятнадцатого века в Париже появились бульварные газетенки, именуемые утками. Причем, в то время утки были на любой вкус: «Умная утка», «Правдивая утка», «Разгневанная утка», «Утка года», просто «Утка». Мало того, существует издание, которое до сих пор носит свое историческое название – «Цепная утка».

Но какой бы ни была первопричина появления газетной утки, ясно одно: утка появилась одновременно с газетой. Даже когда газета была небольшим листком с печатным текстом на одну страницу, уже тогда имели место всякие глупости. О чем только не писали, чтобы привлечь или развлечь читателей. На страницах прессы появлялись публикации о странах, где действительно живут прототипы сказочных героев: одноглазые люди, люди с ушами, как у слонов. Писали о необычайно плодовитом семействе, где больше пятидесяти детей. Там же публиковались статьи с картинками о наказании провинившихся, причем как простых людей, так и сильных мира сего. Вот только эти картинки носили, скорее, характер карикатуры. И тогда же появились первые рекламные объявления: печатали разную «замануху» на заказ от лавочников. Иногда рекламная статья имела такое содержание, что обычная вещь становилась сказочной, и люди шли в лавку, чтобы хотя бы посмотреть на это чудо. Впрочем, как и сейчас, как и в те далекие времена, не стоит слепо доверять рекламным публикациям.

Одной из самых невероятных уток можно назвать старинную публикацию. Ее датируют 1620 годом. В статье сообщается о появлении чудесного ягненка. У него одна голова и три хорошо развитых туловища. Приводится даже гравюра с изображением чудесного животного. Вот только подтекст к этому творению печатного искусства можно истолковать как аллегорию. А тремя упитанными овечками являются три народа, живших тогда на территории Трансильвании – венгры, саксонцы и секкеи. А подчинялись они единой главе.

Но на этом глупые выдумки не заканчиваются. Мюнхенская картинная галерея может похвастаться газетным листком, где написано о том, что Милошем Зрини в битве был пленен турок с шеей жирафа. Хотя дальнейшая судьба этого чудо-человека нигде не описывается. А еще было неимоверное повествование о нашествии змей. О том, что боле трех тысяч человек стали жертвами смертельного укуса змей. Змеи залезали спящим людям в рот. А если их пытались поймать, то они снова прятались внутри человеческого тела. Жуть и невероятная чушь!

Но не все опубликованные глупости были столь невинны. Многое печаталось для устрашения и усмирения простого люда. Ведь люди с давних времен уверовали в невероятную силу печатного слова.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru