Время собирать камни

Время собирать камни

По данным Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края из 48 муниципальных образований Пермского края документы территориального планирования имеют сегодня только Пермь и Березники, а 21 муниципальное образование готовит такие документы.

О необходимости территориального планирования на федеральном уровне, в субъектах РФ и на местном уровне вновь заговорили после принятия в конце 2004 года Градостроительного кодекса РФ. Причем законодатель связывает в единую цепочку комплекс отношений, начиная с территориального планирования и заканчивая капремонтом.

В системе российского законодательства Градостроительный кодекс имеет такой же вес, как и Уголовный, и их рекомендуется чтить и уважать всем гражданам России в равной степени.

Разумеется, в современных экономических условиях меняются подходы к организации градостроительной деятельности. В социалистической экономике «районная планировка» имела достаточно широкий взгляд на планирование развития территории, с которым и сейчас в большинстве своем нельзя не согласиться. В методологической основе районной планировки лежали комплексный, территориально-градостроительный, системный и биоэкономические подходы.

Для примера перечислю разделы районной планировки: «Анализ территории, природных условий и ресурсов», «Население и производство», «Социальная инфраструктура «, «Инженерная инфраструктура», «Расселение», «Планировочная организация территории», «Охрана окружающей среды». То есть в поле зрения были все общечеловеческие ценности данной территории. С моей точки зрения, наиболее существенно то, что Градостроительный кодекс РФ в ст. 1 делает нормой такие понятия, как «территориальное планирование» и «устойчивое развитие». Этим он закладывает, я бы сказал, идеологическую основу развития территорий и Российской Федерации в целом. Развивая то положительное, что мы имели при разработке районной планировки, ГрК РФ требует реализации принципа устойчивого развития как баланса социальной, экологической, экономической и иных составляющих развития территории. К последним мы относим в первую очередь институциональное развитие, поскольку в современных условиях предполагается достижение указанного баланса с использованием рыночных, демократических институтов. Можно сказать, что Пермский край не остался в стороне от главного вектора развития общества.

Концепцией экологической политики Пермской области до 2010 года, принятой Законодательным собранием 22.04.2004 г., утверждалось: «Стратегия устойчивого социально-экономического развития Пермской области, в том числе социальная, экономическая и экологическая политика, должна определять критерии для создания хорошо организованного и четко управляемого государственного механизма, ориентированного на обеспечение систематического повышения качества жизни всех слоев населения Пермской области». Позднее (27.04.2007 г.), в ст. 3 п. 4 Устава Пермского края, установлено: «Органы государственной власти Пермского края осуществляют взаимодействие с населением в целях устойчивого развития Пермского края, благополучия и процветания его населения, сохранения благоприятной окружающей среды».

Далее начинаются трудности, которые препятствуют разработке схем территориального планирования в Пермском крае так, как того требует ГрК РФ. Первая проблема – в том, что устойчивое развитие (Sustainable Development – в трактовке ООН) в Пермском крае пытаются подменить термином «социально-экономическое развитие», то есть возвращаются к советской терминологии, пытаясь наполнить советскую оболочку неким псевдо рыночным содержанием.

В 2005 году представленная губернатором в Законодательное собрание система показателей развития была отвергнута депутатами. И до сих пор в Пермском крае нет системы показателей развития края, принятой Законодательным собранием. Есть разного рода группы показателей, утвержденные губернатором, принятые правительством края, которые навязываются муниципальным образованиям, мол, не будете выполнять – не дадим денег. Вдобавок краевые власти по Указу Президента РФ № 825 от28.06.2007 г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» формируют отчетность перед федеральной властью по федеральной системе показателей, чего требуют и от муниципальных властей.

Беда в том, что эти системы, краевая и федеральная, не отвечают требованию обеспечения баланса социальной, экологической, экономической и иных составляющих развития территории, как сказано в Градостроительном кодексе РФ.

Было бы хорошо, если бы на уровне субъекта РФ был принят нормативный акт, утверждающий методологию разработки схем территориального планирования самого субъекта РФ и муниципальных образований, где прописывалась бы система показателей устойчивого развития субъекта РФ, рекомендованная муниципальным образованиям, и методология определения баланса социальной, экологической, экономической и институциональной составляющих устойчивого развития субъекта РФ и муниципальных образований в его составе. Но этого, к сожалению, тоже нет.

Вследствие сказанного в Пермском крае отсутствуют стратегия устойчивого развития Пермского края, комплексная программа по реализации стратегии развития, целевые программы развития по всему спектру сфер жизнедеятельности края, и, собственно, сама схема территориального планирования края, которая по своей сути является картографической визуализацией, привязкой к земле стратегии и краевых программ развития.

В последние 3-4 года полностью исчерпали себя попытки властей Пермского края разработать и реализовать промышленную политику края на местах. Более того, высказываются предложения о выносе промпредприятий за черту города Перми, что очень будоражит промышленников и не дает им спокойно работать. С развитием промышленности в крае тоже нет определенности, а ведь оно связано с градостроительной деятельностью и территориальным планированием.

ГрК РФ в ст. 18 устанавливает, что документами территориального планирования муниципальных образований являются:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;.

2) генеральные планы поселений; .

3) генеральные планы городских округов.

Неопределенность позиции краевых властей по устойчивому развитию края (в толковании ГрК РФ) в целом и по ключевым сферам жизнедеятельности в частности ставит под сомнение возможность разработки качественных документов территориального планирования муниципальных образований. При этом Министерство регионального развития РФ грозится запрещать градостроительную деятельность в случае отсутствия этих документов.

Очевидно, что из-за отсутствия краевого нормативного акта о разработке схем территориального планирования в Пермском крае отсутствует скоординированное Взаимодействие органов исполнительной власти. Кроме того, при разработке этих схем всплывает проблема взаимодействия и получения соответствующей информации от подразделений федеральных органов власти.

Речь идет о полноте и достоверности информации, которую могут обеспечить только специалисты Гос. статистики. Иначе мы будем обманывать самих себя и тех инвесторов, которые по схеме территориального планирования будут определять инвестиционную привлекательность той или иной территории. Инвестиционная привлекательность – это такая концентрация интересов, при которой начинается их, интересов, эффективное пересечение.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru