Наши деньги, наши права

Наши деньги, наши права

В преддверии празднования Всемирного дня защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта, н. И. Катанаева, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в городах Каменске-Шахтинском, Донецке, Гуково, Зверево, Красный Сулин, Красносулинском и Каменском районах рассказывает о результатах деятельности отдела в 2009 году.

- В 2009 году зарегистрировано 65 письменных обращений от граждан потребителей, органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам нарушения прав потребителей в различных секторах потребительского рынка.

Наибольшее число обращений связано с нарушением прав и охраняемых законом интересов потребителей в таких секторах потребительского рынка, как торговля (48 обращений, из них 26 – при реализации промышленной группы товаров); жилищно-коммунальные услуги – 7; бытовое обслуживание населения – 4; услуги общественного питания – 3 и прочие. Нужны шины для автомобиля, а сами затрудняетесь сделать выбор – шины nokian и отдел по защите прав потребителей вам не потребуется (Прим. админ. сайта «Новости Донецка»).

Анализ обращений граждан показал, что наиболее частой причиной обращений граждан в территориальный отдел является нежелание продавцов (исполнителей, изготовителей) удовлетворять в добровольном порядке законные требования потребителей.

По обращениям и в соответствии с планом работы территориальным отделом в 2009 г. проведено 281 мероприятие по надзору за соблюдением законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей, по результатам которых выявлено 381 нарушение прав и охраняемых законом интересов потребителей. За выявленные нарушения на юридических и должностных лиц были наложены штрафы на сумму более 340 тыс. рублей. Из органов внутренних дел и прокуратуры для рассмотрения и принятия мер поступило 79 дел.

Наибольшее число нарушений выявлено в таких сферах потребительского рынка, как торговля технически сложными товарами бытового назначения (в особенности сотовыми телефонами), продажа продовольственных товаров ненадлежащего качества. При оказании услуг общественного питания и бытового обслуживания населения установлены нарушения при оказании услуг по пассажирским перевозкам (такси).

Территориальным отделом в 2009 году в суды подано 17 исковых заявлений в защиту неопределенного круга потребителей, кроме того, специалистами дано 3 заключения в сфере защиты прав потребителей. В пользу потребителей присуждено денежных средств на сумму 56 982 рубля, в том числе 3 000 рублей – компенсация морального вреда.

Характерными нарушениями, как и в предыдущие годы, являются отсутствие информации об исполнителях, продавцах, режиме их работы; конкретном лице, исполняющем работу (оказывающем услугу); отсутствие информации об изготовителе товаров и документов, удостоверяющих безопасность. Потребители иногда просто не знают, у кого куплен товар или с какой организацией заключен договор на оказание услуг (выполнение работ), поэтому просвещение потребителей является одним из основных направлений в деятельности территориального отдела.

В октябре 2009 года на базе отделения в г. Каменске-Шахтинском филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РО» проведен День открытых дверей по защите прав потребителей, на котором присутствующим были прочитаны лекции по следующим темам: «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом»; «О торговле табачными изделиями»; «Оказание услуг при дистанционной продаже товаров» и «Оказание финансовых услуг». Проведен открытый диалог в форме «Вопрос-ответ» с участниками мероприятия. Всем присутствующим розданы памятки по проведенной тематике. В ноябре 2009 года проведена горячая линия по защите прав потребителей. О проведении этих мероприятий население города Донецк было информировано через СМИ.

До сведения потребителей доводилась информация о характерных нарушениях их прав (продажа продукции общественного питания неустановленного производителя, торговля табачными изделиями вблизи образовательных учреждений, низкое напряжение в сети в вечернее время, вопросы предоставления жилищно-коммунальных услуг). Были даны советы, консультации по тем или иным часто встречающимся в практике, быту ситуациям, пояснялись нормы законодательства о защите прав потребителей.

Так, после обращения в территориальный отдел по вопросу оказания транспортных услуг с нарушением требований законодательства жителю города была оказана помощь при составлении претензии. Предприятие, занимающееся пассажирскими перевозками, претензию рассмотрело, возвратило денежные средства, указанные потребителем, и принесло свои извинения.

Аналогичные случаи, когда в досудебном порядке конфликты разрешаются, не единичны. Значит, если ваши права нарушены, есть смысл обратиться туда, где вам обязательно помогут.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru