Шрифтовые тренды

Шрифтовые тренды

«Для чувствительных натур настали тяжёлые времена», – говорит Кирстен Дитц, основавшая в Германии дизайн-студию Strichpunkt. «Рукописные шрифты – вне игры. Сверхтонкие начертания – вне игры. Сложные структуры – вне игры. Типографика становится чистой, чёткой, жёсткой».К счастью, речь идёт не о жёсткости насыщенных начертаний, или подражании жёсткому внешнему виду, как во всюду бранимом логотипе Олимпийских игр в Лондоне и их шрифте, 2012 bold, работы Wolff Olins. Мы рады, что эта неуклюжая подростковая версия логотипов металлистских групп 80-х не привела к появлению нового тренда с подобным «клёвым» подходом к типографике. Наоборот, в первую очередь встаёт требование, чтобы шрифт работал в цифровой среде, начиная со стандартных настольных, планшетных и телефонных экранов и заканчивая более редкими устройствами. Для рекламы праздничного фейерверка в честь 36 годовщины сети универмагов Macy’s 4 июля Крейг Уорд создал ручную световую типографику. Вдохновением для его работы послужила классическая геометрия бродвейских шрифтов 1920-х. Для придания работе яркости и глубины он использовал огромное количество светодиодных ламп и лент, магнитов и строб-ламп.«Отныне дизайнеры уже не могут работать исключительно для печати, – говорит Кирстен, – так как каждая шрифтовая работа имеет дело с тем или иным разрешением».Дэниел Ретиган, директор по шрифту британской компании Monotype Imaging, считает: «Использование шрифтов будет расти по мере распространения устройств с экранами. Достаточно вспомнить, сколько дисплеев насчитывают автомобильные панели управления и холодильники. Ещё интереснее вопрос о том, как новое применение влияет на шрифтовые предпочтения людей».Работа эстонского дизайнера-графика Эвелины Касиковой посвящена «соединению ремесла и графического дизайна». «Тканый текст» создавался для выставки «Нити, которые нас соединяют», работавшей во время мебельной ярмарки в Милане в городской галерее Plusdesign. В плакатах с вышитыми стежками буквами использована подборка цитат из компьютерного сленга. Саймон Диксон, сооснователь креативного агентства DixonBaxi, убеждён, что дело не только в растущей потребности в шрифтах, способных одинаково хорошо работать и в печатной, и в цифровой среде: появление цифровых платформ влияет на характер типографики в целом. «Способ освоения людьми цифровых пространств ярко проявляется в выборе шрифта, – объясняет он, – в частности, его размере и расположении. Это зависит от понимания, как добраться до нужной информации, как делиться ей или взаимодействовать с ней с помощью разных платформ».Растущая роль технологий

Проект DixonBaxi Renew – это цифровой канал информации, объединяющий уличные экраны с другими цифровыми платформами. В компании опробовали несколько шрифтов, прежде чем остановиться на Battersea фирмы A2. «Мы хотели, чтобы изображение на экране карманного компьютера несло визуальный заряд, какой обычно исходит от больших уличных экранов», – объясняет Саймон Диксон. Значение технологий возросло и для воплощения типографических работ. Даже самые «аналоговые» из типографов используют цифровые инструменты, и зачастую именно цифровые технологии определяют окончательный облик работы. Например, иллюстратор Крис Лабруй заметил, что его почти фотореалистичный стиль цифровых иллюстраций стал более востребован у клиентов. В прошлом году дизайн-агентство Why Not Associates для рекламной кампании Audi соединило изящный ручной леттеринг и знание рукописных шрифтов XVIII века штатного дизайнера Густаво Фернандеса с современными приёмами 3d-графики Криса Казинса. Работа Доминики Фалла «1% вдохновения» для второй книги, вдохновлённой проектом Стефана Загмайстера «Чему я научился в своей жизни» (Things I Have Learned in My Life)Типограф и графический дизайнер Стивен Боннер вспоминает свою работу для онлайн-казино William Hill, созданную вместе со студией анимации Art & Graft как удачный пример влияния технологий на тренды в типографике. В проекте соединились леттеринг Стивена и анимационный дизайн Art & Graft, создающий впечатление движения на американских горках в светящемся игровом автомате. «Нам позволили добавлять изумительные текстуры и световые эффекты и развивать действие в фантастическом мире», – говорит Стивен. Путаница

Крис Лабруй создаёт гиперреалистичные иллюстрации, используя Cinema 4D, ZBrush и пакета инструментов AdobeТем не менее, в последнее время именно движение против выхолощенного цифрового совершенства порождает, вероятно, самые определённые и устойчивые тренды в типографике. И нарочито грубый и корявый, и филигранный – нарисованный от руки шрифт как никогда популярен в типографике как эстетически, так и коммерчески. «Тренд предельно ясен. По крайней мере, в англосаксонских странах очень много ручного или псевдоручного леттеринга,– поясняет дизайнер-график и шрифтовик Эрик Шпикерман. – Многие работы имеют закрытую форму, часто ручной леттеринг имитирует обычный наборный шрифт, например, отпечатанный на стене или деревянной коробке».Примеры ручного леттеринга: надписи мелом Даны Танамачи (danatanamachi. com), декоративный леттеринг Джессики Хичи (jessicahische. is), завитушки и росчерки Си Скотта, сделанные тушью и пером (siscottstudio. com) или огромные каллиграфические иллюстрации Джоба Воутерса из Нидерлндов (letman. com) и художника Гижса Фрилинга (gijsfrieling. nl).Создавая шрифт для персонального проекта, Доминик ле Хейр использовал магниты и металлическую стружку. В основе работы лежит идея притяжения и фатума, на которую его вдохновили строки песни Bonnie Prince Billy под названием «Даже если любовь» (“Even if Love”)«Распространение бесплатных шрифтов означает, что теперь обученная мартышка может взять Helvetica Neue Bold и набрать текст крупно и по центру», – говорит австралийская художница и типограф Доминика Фалла. Поэтому навыки ручного рисунка позволяют дизайнеру выделиться. Увлечение ручным рисунком сопровождает общую усталость от дизайна, который выглядит чересчур «гладко и законченно, – убеждена она. – Признаки ручной работы снова возвращают ему интерес людей».С другой стороны, многих раздражает постоянное возвращение к винтажным шрифтовым приёмам, или, как это называет дизайнер из Words are Pictures Крейг Уорд, «эстетика Марты Стюарт». «Иллюстрации с ленточками, каллиграфия, шрифты с завитушками и пастельные тона – всё это кажется мне крайне устаревшим», – сетует он. Типограф из Израиля Одед Изер экспериментирует с объёмным шрифтом уже более двух десятков лет. Однако в одной из своих последних работ он решил отойти от объёма в сторону более «собирательной» типографики. В проекте Skype-Type Изер пригласил пользователей скайпа присылать нарисованные ими буквы, чтобы затем использовать их для афиши Еврейского фестиваля в Кракове, ПольшаОднако ручная работа не сводится к одному только леттерингу. Многие дизайнеры экспериментируют с материалом и объёмом шрифта, часто смешивая цифровые технологии и ремесло. Например, Доминик ле Хейр использует для леттеринга такие материалы, как магниты и металлическая стружка, Доминика Фалла применяет трудоёмкие методы во всех своих произведениях осязаемой типографики, а Эвелина Касикова создаёт шрифты, экспериментируя со стежками и ткацкими приёмами. Среди работ студии Synoptic Office – объёмный шрифт Alphabet Topography, набранный слоями материала для архитектурных макетов, в котором высота буквы зависит от частоты использования. Крейг также предпочитает «брать всё в свои руки и по возможности делать в материале, вопреки традиции оставлять всё пост-производству». Этим он объясняет свой успех. Среди его последних проектов – «разбрасывание магнезии» для заголовка, в апреле в работе над видеороликом он выращивал снежинки. «Я мог бы визуализировать или сгенерировать всё это на компьютере, но тогда работа лишилась бы своего обаяния», – говорит Крейг. Для обложки диска Ekko Recordings LP в студии Autobahn использовали плиту пенопласта, швейные нитки и более 3 600 гвоздей для ручной шрифтовой работыПо мнению Роба Штольте, основавшего вместе с Мартеном Дюллемейжером агентство Autobahn, в цифровую эпоху ремесло вызывает ностальгию. В работах студии главная роль отводится типографике. Среди последних проектов – шрифт Alphabet in Stone и средовые шрифтовые объекты, вырезанные лазером из эко-полистирена для уличной выставки. «Все нужные инструменты доступны на компьютере, но ремесло – это попытка покинуть зону комфорта и начать работу с настоящими материалами, не имея под рукой кнопки отмены», – говорит Роб. Дополнительное измерение

В качестве указателя культурного мероприятия Uitfeest Leidsche Rijn в Утрехте студия создала средовой типографический объектТрёхмерный шрифт набирает популярность, но мастер в этой области, израильский типограф Одед Изер, не стоит на месте. Одед исследовал возможности объёмного шрифта в течении более чем двух десятков лет. К примеру, одна из его последних работ – трёхмерная ода плакату Милтона Глейзера I Love NY. Однако сейчас ему надоело повсеместное использование объёма, и он увлёкся более «собирательными» экспериментами в области шрифта.«Я стараюсь думать, как собиратель, – говорит он. – Создавать что-либо и стремиться к нему – совершенно разные вещи». Например, для проекта Skype-Type Одед попросил пользователей скайпа присылать буквы, использованные им затем в афише для Еврейского фестиваля в Кракове, Польша. Шрифт Han студии Synoptic OfficeВ действительности, взаимодействие и использование инструментов всемирной коммуникации будет всё сильнее отражаться на типографике за счёт экспериментов вне западной традиции графического дизайна. Ю Джин Парк и Каспар Лэм из студии Synoptic Office считают, что восточноазиатское письмо сильно повлияет на западную типографику. В данный момент они работают над созданием нелатинского шрифта, чтобы использовать его среди таких гарнитур, как Дидо и Бодони. Эрик Шпикерман, в свою очередь, обращает внимание на новый шрифт Balkan студии Typonine, который соединяет латинские и кириллические знаки, как один из интересных примеров в этой области. «В целом, мы чаще слышим о дизайнерах из Восточной Европы и стран, не использующих латинский алфавит, как, например, арабские государства или Китай, – говорит он. – За пределами мира латинской письменности гораздо меньше того, что связано с цифровыми шрифтами, ежегодными мероприятиями, образцами для подражания и готовыми ответами. Это делает дизайнеров более любопытными и пытливыми».Дизайн-агентство Why Not Associates соединило изящный ручной леттеринг студийного дизайнера Густаво Фернандеса с современными технологичными иллюстрациями Криса Казинса в одной из своих последних работ для спонсорской рекламы Audi. По заказу BBH Лондон ролики включали визуализированную на компьютере каллиграфию. Крейг Уорд принимал участие в работе над рекламной кампанией Procter & Gamble для Олимпийских игр. Они с американской гимнасткой Алисией Сакрамоне обсудили, как оживить шрифт, и пришли к мысли, что порошок магнезия отлично передаёт энергию спортсмена. Крейг Уорд: Страх

Чикагский офис Leo Burnett заказал Крейгу Уорду работу в жанре типографики для олимпийской рекламной кампании Procter & Gamble. В работе обращали внимание на страх спортсменов перед возможным поражением на Олимпийских Играх 2012 года. Крейг создал шрифт для подписи фотографии американской гимнастки Алисии Сакрамоне, которая на Играх 2008 года в Пекине упала с высокого бревна во время выступления. Алисия и Крейг обсуждали, как вдохнуть в шрифт жизнь, и спортивная магнезия, используемая для улучшения сцепления рук, показалась им подходящим решением. Для начала он измельчил палочки магнезии и нарезал кусочки фетра, чтобы собрать как можно больше материала. Магнезия, которую используют спортсмены, состоит из очень мелких частиц, поэтому Крейг добавил в порошок муки. «Моя жена Лиза помогала мне создавать облака магнезии, словно клубящиеся вокруг рук спортсмена, когда он хлопает ладонью о ладонь или ударяет рукой о поверхность, – рассказывает он». Чтобы поймать детали, он фотографировал движение порошка на чёрном фоне с высокой скоростью. Из 300 получившихся снимков только 75 участвовали в работе над надписью в Photoshop. Задача заключалась в создании леттеринга, обладающего одновременно энергией удара и мягкостью рассеивающегося порошка. По словам Крейга, для каждой буквы потребовалось от 25 до 30 снимков.«[Рукотворный подход] всегда требует больших усилий, но сюжеты, которые получаются в результате, оказываются на вес золота, – считает он. – Люди очень восприимчивы к подобным вещам».Доминика Фалла: Расслабься и оторвись

Австралийская художница и типограф Доминика Фалла отмечает, что в последнее время в печатной рекламе и на телевидении появилось очень много шрифтовых работ. Она уверена, что некоторые арт-директора привлекают художников-шрифтовиков для придания рекламному тексту иллюстративности. По словам Доминики, ручная типографика способна вызывать «ни с чем не сравнимый отклик». Но, хотя все её осязаемые шрифтовые работы созданы с помощью трудоёмких ручных техник, «прежде чем появиться на свет, они проводят немного времени в компьютере». Сначала она вычищает работу в Adobe Illustrator, а затем пускает её в производство на плоттере для плёнки или бумаги, лазерном резчике или принтере. После этого художница воссоздаёт или отстраивает произведение вручную. Её последний проект «Расслабься и оторвись» для выставки Strutten Square One в Брисбоне начинался как рисунок, который затем был отсканирован и отрисован в Illustrator. Доминика распечатала его, а распечатку использовала как схему для вбивания сотен небольших гвоздиков, на которые она намотала цветные нитки. Размер полотна – 1.2м на 0.9м. Забивание гвоздей заняло 7 часов, наматывание ниток – 18, а их длина составила 1 км.«Думаю, что после того, как технологии стали нашей второй натурой, художники могут свободнее переходить от альбома с зарисовками к графическому планшету, векторным и растровым программам, 3d-редактору, даже к компьютерной анимации, – говорит Доминика. – Сейчас художники становятся более разносторонними, более, чем когда-либо, а получившиеся типографические эксперименты могут путешествовать по интернету в самых разных визуальных воплощениях и вдохновлять больше людей по всему миру».


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru