"Журналистская весна-2007": тренды и бренды

"Журналистская весна-2007": тренды и бренды

Коллеги, без обид! Как вам фраза в одном из сопроводительных писем, представляющих претендента: "Имярек, обучаясь в Пермском государственном университете, прошла спецкурс по мировой художественной культуре. Приступив к работе в редакции, молодой корреспондент стала заниматься проблемами агропромышленного комплекса. В течение года она, работая в контакте с сотрудниками управления сельского хозяйства района, с ветврачами по борьбе с болезнями животных и специалистами, выработала свой стиль написания материалов по сельскохозяйственной тематике…" Нарочно не придумаешь! Но это так, детали, к вопросу о редакционных подходах. Другой раз казалось, что редколлегии посылали на уважаемый конкурс все написанное за год тем или иным автором практически по всем двадцати двум основным номинациям, иногда даже не удосуживаясь отметить материал и вложить его в папку, чтобы члены жюри не рыскали по всей подшивке (их тоже присылали). Я все десять лет существования "Весны" с профессиональным интересом читаю конкурсные материалы, отмечая явный рост того или иного автора или издания и огорчаясь, если этого не происходит. К слову, один из критериев оценки материалов – именно динамика развития. Не стану говорить за всех, возьму только те номинации, которые мы изучали на пару с другим членом жюри и по совместительству председателем Пермской краевой организации Союза журналистов Василием Мосеевым.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ

Претендентов, как всегда в этой номинации, немного. Весьма порадовала фраза одного из них: "Я восторгаюсь Путиным, что он принял решение о создании "Справедливой России"!" Но всерьез, на мой взгляд, можно говорить только о двух. О главном редакторе лысьвенской "Искры" Елене Орловой и журналисте березниковской "Недели ru" Сергее Валееве. Елена Ильинична, как обычно, точна в определениях, логична и обстоятельна. Впечатляющая фактура, знание предмета, свой взгляд на вещи (особенно он симпатичен, когда она анализирует последствия 131- го закона). Словом, Орлова – это бренд! У Сергея хорош критический цикл "Слуги народа". Он, что ценно, дает возможность высказаться всем заинтересованным сторонам. Не обижая и депутатов!

ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Вот жанр, которого в принципе нет. Несмотря на одиннадцать солидных папок от заявленных на конкурс претендентов. (Впрочем, подобных материалов по известным причинам негусто и в краевой прессе.) В лучшем случае это несколько критических корреспонденций. В худшем – расширенная критическая информация, как ее представили "Парма-новости". По гамбургскому счету, из более 300 участников конкурса расследование провела только одна лишь Елена Кожевникова из "Уральского шахтера" (Губаха), которая потратила почти два месяца, чтобы кропотливо разобраться, куда ушли "шахтерские деньги". Речь о предпринимателях, которые взяли кредиты на использование выделенных средств в ходе закрытия шахт. Материал так и называется – "Рожки да ножки остались от шахтерских денег". Жаль, что Елена заявила его по другой номинации. Впрочем, она и там победила. Запомнились нестандартные, хорошо написанные материалы талантливого Дениса Полякова из кунгурской "Искры" (дневники безработного и пытающегося выжить на прожиточный минимум), но дело испортила слишком вольная трактовка номинации: оба материала – чистой воды "социалка".

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ

Кроме уже упомянутой Елены Кожевниковой в этой номинации достойно выглядят материалы Валентины Кокшаровой из Лысьвы. Темы Валентина Георгиевна берет сложные: как на местном уровне отзовется, например, вступление России в ВТО, лучше ли станет на лысьвенском металлургическом с приходом новых собственников – и убедительно свою точку зрения отстаивает. Позиция есть. К сожалению, журналисты местных газет, пишущие на темы экономики, практически не используют принцип информационного пакета, скупы по части применения инфографики. Кажется, только добрянские "Зори плюс" им не пренебрегают. Тенденция: в этой редакции, в одной из немногих, серьезно думают о современной подаче материала. Остальные о них то ли не слышали, не знают, то ли ленятся. Добрые слова хочется сказать Алевтине Мазуниной из "Соликамского рабочего", газеты – организатора нынешнего юбилейного фестиваля. Она – мастер, пишет критично, доказательно, доводя дело до логического конца. К слову, в "Соликамском рабочем" в наличии подзабытое понятие "действенность". Материалы этой номинации, как и многих других, грешат описательностью, отсутствием внимания к заголовочному комплексу, всего того, что может завлечь читателя, привлекая его изначальный интерес. На одном из "разборов полетов" в ходе подобного же фестиваля я вместе с финалистами анализировала начало материалов, вводный абзац, лид. И в каждом без исключения тексте мы всегда находили яркое, нестандартное вступление, незатертую фразу. Только они, как правило, были загнаны глубоко внутрь…

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ ПО ПРОБЛЕМАМ АПК

Пятнадцать журналистов заявились по этой теме. Беды общие: опять же описательность, бесконечный стон, "песнь пахаря", отсутствие аналитики. Мало публикаций о национальном проекте АПК. Есть очень хорошие, душевные зарисовки о людях села, например, замечательные подборки из глубинки Октябрьского района Елены Трясцыной (газета "Вперед!"), Татьяны Черемухиной из "Осинского Прикамья". Но лично для меня предпочтительнее острый, часто нелицеприятный анализ ситуации, который продемонстрировал, например, в своих публикациях Николай Ельшин из чернушинского "Маяка Приуралья". Николай Николаевич, может быть, и не блещет красотами стиля, зато не только ставит животрепещущие проблемы жизни села, но и показывает пути их решения. Кстати, и в этой номинации, как и во всех прочих, мы при определении лучших руководствовались в том числе таким понятием, как профессиональный рост, искали новые имена, новые подходы. И здесь открытием стала неизбалованная наградами суксунская "Новая жизнь". Ее редактор Галина Кукла, призадумавшись, многое изменила в издании. В результате в газете значительно для сельской местности увеличилось количество рекламы, появились запоминающиеся акции.

ДЕБЮТ

Это самая любимая моя номинация, я всегда стараюсь взять читать именно ее, несмотря на колоссальное в ней количество претендентов. Тут-то и ищешь изюминку, свежий взгляд... И зачастую находишь! Наши девушки, как всегда, на высоте! Жаль только, что мужиков в журналистике, судя по статистике этого нашего конкурса, почти не осталось. Впрочем, есть надежда на семнадцатилетнего Вадима Шпаковского из Губахи, Александра Переверзева из Лысьвы (газета "Городъ"), Олега Бурдышева из "Частинских вестей", Юрия Наумова из Кудымкара ("Парма-новости")… Но покорили меня, да и не меня одну, оказавшиеся неожиданными материалы Елены Хорошевой из "Пармы" и Анастасии Овчарук из Красновишерска (у Насти даже такой раритетный жанр, как фельетон, есть, "Спонсор" называется): глубиной, нестандартностью мысли, радением о форме подачи. А в портретных зарисовках Надежды Петровой из "Соли земли" (ОАО "Уралкалий") привлекают искренность и умение незатасканно рассказать о людях производства. Профессионалы знают, как это непросто качественно написать производственную зарисовку, не впав в банальности или ложный пафос. И напоследок еще об одном. Были открытия и в номинации для фотокоров. Почти все восемь членов жюри единогласно, что бывает нечасто, отметили имена Владимира Сыпачева из "Краснокамской звезды": умеет показать характеры, взять неожиданный ракурс; Александра Лаврушина из "Березников вечерних" (чего стоит одна галерея характерных портретов депутатов городской думы!) и Сергея Володина из "Нашего Соликамска". Только большая просьба к ответственным секретарям или тем, кто эти обязанности исполняет: не губите снимки, ставьте их крупнее. Лучше меньше, да лучше! К слову, в этот раз мастер-классы проведут преподаватель УрГУ Мария Попова ("Аналитика в местной газете") и преподаватель МГУ Галина Шепилова ("Реклама в структуре финансов СМИ").


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru