Дизель возвращается

Дизель возвращается

Не так давно пермские энергетики с гордостью говорили о том, что на территории края заглушена последняя дизельная электростанция, обеспечивавшая энергией один из отдаленных поселков. При этом само слово "дизель" звучало как анахронизм, позорящий регион. Казалось, что будущее принадлежит исключительно газу, энергии расщепления атомного ядра и каким-нибудь новым, совершенно необычным видам топлива, типа гелия - 3, которого, говорят, на Луне навалом. Однако РАО ЕЭС до Луны пока не добралось, атомные станции пусть лучше Иран у себя строит, а газ вот-вот подорожает до такой степени, что рентабельными могут стать даже дрова. И старый добрый дизель в Прикамье обрел вторую молодость, заняв почетную должность бронепоезда на запасных путях, обеспечивающего 100-процентную надежность энергосистемы Пермского края.

Речь, конечно, не идет о том, чтобы вытаскивать из таежной глуши и консервировать с лихвой отслужившие свой срок дизели советского производства. Производство не стоит на месте, и современный дизель представляет собой вполне экономичный продукт мирового разделения труда, в котором основная начинка произведена, например, в Индии по американской лицензии, а сборка – наша. К началу ноября "Пермэнерго" поставило на "запасные пути" уже четыре таких "бронепоезда", предназначенных для выработки электроэнергии в самых что ни на есть экстренных ситуациях. Три станции мощностью по 100 кВт и стоимостью около миллиона рублей направлены в Чайковский, Очерский и Березниковский филиалы; последняя, самая мощная и дорогая (400 кВт, стоимостью 3 млн руб.) – в городские сети Перми. Первоначально планировалось купить восемь станций и "закрыть" ими территорию всего края, но денег не хватило, и энергетики распределили запасные дизели так, чтобы в случае нужды каждый можно было перебросить на расстояние до 300 км и обеспечить энергией любой объект на юге, западе, северо-востоке и в центре края.

По словам заместителя начальника Пермских городских сетей Андрея Краева, дизель производства фирмы "Питербелл" "прибыл" из Петербурга на прошлой неделе в сопровождении представителя завода и прошел испытание делом. Микрорайон, прилегающий к улице Усольской, и не подозревал, что в течение целого часа напряжение в сетях обеспечивал небольшой желтый фургон на территории базы, способный снабжать электроэнергией город с населением до 200 тысяч человек (разумеется, без учета промышленного производства). Мастер восточного района Александр Жвакин, за которым закрепили "походную электростанцию", вполне благосклонно отозвался о способностях агрегата, посетовав только на то, что в нем не предусмотрено место для оператора и во время зимних ремонтов, спасая какой-нибудь квартал от холода из-за остановки котельной, ему самому придется греться у костерка. Во всем остальном питерский дизель вполне отвечает своему назначению – подавать ток в форс-мажорных обстоятельствах, когда главное – скорость, с которой напряжение может быть подано в сеть. Не считая времени на транспортировку, подключить кабель и запустить дизель можно за 10–15 минут. Поскольку фургон весит 4–5 тонн, для его транспортировки в виде прицепа лучше всего использовать КАМАЗ или ЗИЛ. Собственно, водитель машины и оператор – вот и вся спасательная команда. Правда, расход топлива у дизеля большой – при максимальной нагрузке – 76 литров солярки в час. Встроенный бак емкостью на 420 литров обеспечивает работу станции на протяжении всего пяти часов. Но этого времени хватит, чтобы либо исправить повреждение, либо привезти солярку на бензовозе. Стоимость киловатта, выработанного таким способом, конечно, выше стоимости киловатта в основных сетях, но никто и не собирается делать ДЭС (дизель-электрические станции) конкурентом станций, работающих на газе. Впрочем, как говорится, подождем обещанных мировых цен на газ внутри России, начиная с 2012 года, тогда и посмотрим.

Но главное значение возвращения дизеля в энергосистему Пермского края не в том, что он может заменить стационарные силовые подстанции на какой-то срок, а в том, что с его приходом надежность энергосистемы в целом повысилась. Прежде всего, новые ДЭС предназначены для того, чтобы в аварийной ситуации служить резервным источником электроснабжения наиболее социально значимых объектов, например, больниц, детских домов, домов престарелых. Даже школы в случае чего можно просто закрыть, распустив детей по домам. А куда в 30-градусный мороз, да еще без света, денешь больных, детей-сирот и престарелых? На территории края полно таких объектов, где в случае падения напряжения жизненно необходимо переключить сеть на резервный источник питания, да вот только этого самого резервного источника-то и нет. Теперь, когда в энергосистеме Прикамья появился передвижной резерв мощностью в 700 кВт, можно говорить о том, что наши энергетики готовы к любым испытаниям, а система в целом по праву считается лучшей в Приволжском федеральном округе. Ведь по предварительным сведениям, у соседей пока целиком и полностью полагаются на основные сети и газопровод, так что в случае чего – Пермский край еще и может оказать помощь другим регионам.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru