Талант сертификату не товарищ

Талант сертификату не товарищ

Каждый второй школьник города на протяжении последних трех лет проводит свое свободное время в УДО, учредителем которых является департамент образования. О нововведениях и перспективах дополнительного образования корреспонденту «ДП» рассказывает Светлана Рожкова, главный специалист департамента образования администрации города Перми, (отдел дополнительного образования и воспитания).

– Известно, что сертификат позволяет получить только одну бесплатную образовательную услугу. Какие меры необходимо предпринять для того, чтобы дополнительное образование было доступным для ребенка?

– На основании приказа комитета по образованию и науке администрации города Перми от 17.10.2003 № 786 в 2003–2004 учебном году были введены именные сертификаты обучающихся (далее – ИСО). 85% школьников получили бланки сертификатов в первый год их введения. Интересно, что две трети от получивших принесли ИСО в учреждения дополнительного образования детей. Остальные оставили данный документ дома. В текущем учебном году была продолжена практика выдачи ИСО всем желающим детям, не получившим их в прошлом учебном году, а также первоклассникам. Параллельно с введением ИСО была разработана и внедрена система электронного персонифицированного учета обучающихся в УДОД. Данная программа стала новым инструментом упорядочения учета контингента в УДОД, а также отслеживания процессов движения обучающихся и приема детей в учреждения. Впервые мы разделили два понятия: количество детей, обучающихся в УДОД, и количество посещений кружков и секций. Это один из главных результатов реализации программы персонифицированного учета.

– В европейских школах по системе вальдорфской педагогики одновременно и образовывают, и воспитывают, и развивают ребенка. Существуют ли в Перми такие школы?

– Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства (Закон РФ «Об образовании «), поэтому разделять процесс обучения и воспитания считаю некорректным. А среди образовательных учреждений города Перми, где хорошо развита система дополнительного образования, можно отметить следующие: МОУ «СОШ № 2», МОУ «Гимназия № 2», «Гимназия № 4», «Гимназия № 5», «Гимназия № 11», МОУ «СОШ № 40», «СОШ № 43», «СОШ № 91», «СОШ № 145».

– Каковы перспективы и тенденции развития системы дополнительного образования в Прикамье?

– Решение проблемы многообразия и доступности услуг дополнительного образования мы видим в развитии рынка поставщиков социальных услуг, а именно: привлечение частного сектора, поддержка малого бизнеса в сфере социальных услуг, расширение спектра услуг для удовлетворения всех потребностей. А также решение проблемы может происходить через стандартизацию услуг, предоставляемых за счет средств бюджета, размещение муниципального задания в учреждениях и организациях любой формы собственности и ведомственной принадлежности. Учреждения дополнительного образования детей (далее УДОД) занимают особое место в отрасли «Образование «, так как проблемы детей, связанные с укладом в обществе, школе, семье, могут быть частично решены в учреждениях данного типа. На первом этапе выбора интересы детей, семьи, УДО совпадают. Но чем выше уровень дополнительного образования, тем выше риск развития противоречия: образ цели и результата у подростка не совпадает с предложенной педагогом практикой обучения, воспитания и развития. К сожалению, мы, взрослые, часто нетерпимы к детям, не хотим или не умеем их понять, не ценим за самобытность. Мы просто не замечаем своеобразной детской субкультуры или считаем ее чем-то несерьезным. Не осознаем, что интолерантность сознания взрослого не может способствовать формированию толерантности у детей. Именно поэтому специалистам УДОД надо иметь представление о современных книгах, музыке, исполнителях и прочее. Уметь понять детей, даже не разделяя их мнения, и направить в нужное воспитательное русло, быть в курсе современных тенденций.

Педагогам трудно соответствовать требованиям детей, а еще труднее признаться себе в том, что не соответствуешь времени. Надо научиться быть интересными для детей, быть всегда в форме, с хорошим настроением. Дети не любят, когда ими командуют, не принимают педагогов-дилетантов. Чрезвычайно актуально внедрение ИКТ-технологий в творчестве. В учебном процессе в УДО достаточно сложно их внедрить, купить выделенные сервера, так как по большей части это новое направление деятельности педагогов, не имеющее аналогов. Делая первые шаги в этом направлении, необходимо отрабатывать практику использования данных технологий в воспитательном процессе. Подростки владеют презентационными компьютерными технологиями. Это можно использовать при ведении летописи или дневника работы коллектива, в которых прослеживается рост ребенка, детского коллектива, анализируется круг социальных партнеров по деятельности.

– Каковы результаты деятельности педагогов дополнительного образования?

– Каждый второй школьник города на протяжении последних трех лет свое свободное время проводит в УДО, учредителем которых является департамент образования. Качество дополнительного образования в Перми признано на российском и международном уровне. Ярким примером этого утверждения является наличие в УДОД 23 коллективов, имеющих звание «Образцовый детский коллектив». Обучающиеся в УДОД ежегодно становятся победителями и призерами краевых, российских и международных творческих и спортивных состязаний. Педагоги УДОД являются призерами многих региональных и российских конкурсов, таких, как «Учитель года», конкурса авторских дополнительных образовательных программ, конкурса современных воспитательных программ и других. Участие специалистов системы ДО города Перми в мероприятиях, проведенных в рамках встречи с руководителями УДОД Санкт-Петербурга, подтвердила их высокий профессиональный уровень. Предъявленные результаты деятельности педагогов дворца продемонстрировали педагогические находки, которые по праву оценили гости с позиции столичного образования. Талант сертификату не товарищ.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru