Нано вопреки всему

Нано вопреки всему

Заявка ООО «Турбопневматик» имеет реальные шансы стать первым проектом из Прикамья, получившим финансовую поддержку Роснано. Во всяком случае, если другие соискатели пока больше занимаются теорией, проект «Турбопневматика» уже можно потрогать в «железе». Именно это сделал почти каждый участник закрытой презентации воздушно-силовой установки ВСУ ПИКВ 400.0000.000 № 1, мудреное название которой будет вписано в историю инновационной экономики Пермского края.

Все началось с… воздуха

Само создание ООО «Турбопневматик» – прекрасный пример самоорганизации бизнеса на перспективном направлении с использованием конкурентных преимуществ Пермского края. По словам директора предприятия Александра Снитко, появление общества было бы невозможно без тесного сотрудничества машиностроительных предприятий края с нефтегазовым комплексом. Именно там созрела потребность повысить безопасность газотурбинной техники, отказавшись от «газового запуска», при котором на пневматический стартер подается сжатый газ прямо из магистрали. Понятно, что это небезопасно, да и накладно, поскольку ведет к расходу «голубого» топлива.

Первым инициировал работу «Сургутнефтегаз», несколько лет назад предложивший пермским специалистам создать технологию, исключающую запуск на природном газе. ЗАО «Искра-Энергетик» с этой задачей блестяще справилось, разработав гидравлический запуск с помощью сжатого масла. Увы, эксплуатационные затраты оказались чересчур велики, что в итоге заставило заказчика отказаться от технологии. Затем Газпром предложил пермякам отказаться от масла и поработать в направлении воздушного запуска. Ведь вся газоперекачивающая техника, используемая сегодня, – авиапроизводная. Если двигатели самолетов запускаются воздухом, почему не сделать то же для ГТУ?

К этому времени ЗАО «ИскраЭнергетик» было трансформировано в чисто инжиниринговую компанию, без функции разработки. Встал вопрос, кому передать проект? Первым на предложение откликнулось ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания», генеральный директор которой Алексей Андреев активно ищет новые ниши в машиностроении. Следом к проекту как потенциальный покупатель подключилось ОАО «Протон-ПМ». Затем «Протон» выиграл несколько тендеров на производство ряда узлов для будущего производства и, наконец, оценив коммерческую привлекательность проекта и стремясь диверсифицировать собственное производство, предложил себя в качестве основного инвестора (по словам заместителя генерального директора «Протона» по финансам Михаила Целищева, сумма инвестиций составила несколько десятков миллионов рублей).

Таким образом, роли акционеров распределились следующим образом: «Протон-ПМ» (37,4% уставного капитала) выступил в роли инвестора, ПНППК (тоже 37,4%) – гаранта инвестиций, а близкое Газпрому московское ООО «Турбостоун» (25,2%) занимается продвижением заказов.

Нанотехнологии появились здесь потому, что в тендере по выбору мотора «Турбопневматик» остановился на фирме S2M (Франция), с которой уже был опыт сотрудничества. Именно французы разработали ротор с использованием нанотехнологий, позволяющих получать высокие технические характеристики – частоту вращения в 40 тыс. оборотов в минуту, КПД в 83% и пр. Моторы-компрессоры с использованием разработок S2M пока делает одна фирма в мире – «Акваскоп» (Бельгия). «Турбопневматик» станет второй, и вот тут начинается самое интересное, потому что Снитко уверен, что аналог французского ротора с улучшенными характеристиками (50 тыс. об./мин.) можно делать в Перми.__

Главное – не мешать!

На выставке «Нанотехнологии. Пермский край» глава Роснано Анатолий Чубайс у стенда «Турбопневматика» стоял намного дольше, чем, например, у стенда «Авиадвигателя», который готовит заявку на 1,75 млрд. рублей для производства лопаток с нанопокрытием. Между тем «Турбопневматик» намерен попросить всего лишь 2 млн. евро для изготовления опытного пермского ротора. Дальнейшее серийное производство воздушных компрессоров нового поколения для газовой, нефтехимической, химической, машиностроительной и бумажной промышленности, что называется, дело техники.

Тем не менее этот проект вполне может опередить соперников в силу хорошей просчитанности и очевидной готовности Пермского края предоставить необходимую научно-техническую базу. Директор компании «Турбопневматик» уже планирует, что по самарийкобальтовому сплаву можно привлечь центр порошковой металлургии академика Анциферова, по углеродному волокну – НИИ ПМ, ПНИТИ, по углеродной обмотке – «Машиностроитель». В консорциум пермских предприятий хорошо бы привлечь ключевых специалистов из Обнинска, Москвы, кое-что, возможно, придется покупать у тех же французов, но окончательную сборку надо осуществлять в Перми. Года два на организацию такого производства хватит.

Несмотря на амбициозность этих планов, они представляются вполне реальными, если учесть, что основной объем работ делается на аутсорсинге. Даже проектирование по современным информационным технологиям ведут специалисты, формально не входящие в штат предприятия. Часть работает на Украине (разработка компрессоров), часть – в Перми (пэкидж), всего 30–35 человек. Рабочие руки предоставляют предприятия-учредители и смежники: ротор делает московский «Салют», статор-компрессор – «Протон», окончательную сборку ведет ПНППК. Но это в будущем. Пока что «Турбопневматик» организовал производство на две первые установки, которые после презентации в ПНППК были отправлены на «Протон» для подготовки к проведению межведомственных испытаний летом этого года. Третья ВСУ осенью пройдет испытания на компрессорной станции под Чайковским. Стоимость одной установки – 12,5 млн. рублей с НДС. На 2010 год, по словам Снитко, уже есть договоренность с Газпромом о производстве 10-ти установок, а с 2011 года «Турбопневматик» намерен делать по 25 ВСУ в год. К этому времени французский ротор, вполне возможно, заменит отечественный, и слава о пермском нано пойдет гулять везде, куда добрался Газпром.

Заметьте, все это началось в условиях кризиса, без банковского кредита и без особой опеки со стороны краевого правительства. Похоже, главное, в чем нуждается бизнес, чтобы ему не мешали…


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru