Единство формы и содержания

Единство формы и содержания

Торговый бизнес достаточно консервативен. Чтобы быть в нем успешным, необходимо соблюдать основные правила. В том числе и те, что касаются эффективной организации торгового пространства, включая внешние архитектурные решения. Об особенностях архитектуры современных торговых центров, их плюсах и минусах мы беседуем с директором департамента финансов Управляющей компании РИАЛ Мариной Медведевой.

Встречают по одежке

– Марина Валерьевна, в последние годы в Перми один за другим появилось множество торгово-развлекательных центров, гипермаркетов и бизнес-центров. По-вашему, способно ли архитектурное решение стать главным козырем в привлечении покупателей в торговую точку?

– Когда говорят о наружной архитектуре торгового центра, то это как раз тот случай, когда чем проще, тем лучше. ТЦ, построенный ради архитектуры, не принесет нужной отдачи. Невзрачный фасад – это, на мой взгляд, обязательное условие торговой архитектуры. Конечно, там возможны какие-нибудь башенки, украшения или подсветка, но большого внимания фасад привлекать не должен. Его задача – не показать собственную красоту, а направить, «пригласить» покупателя внутрь, в магазин. А если вы распишете фасад, допустим, фресками, то человек предпочтет остаться снаружи. Он забудет, за чем, собственно, шел в магазин. Я не верю в совмещение торгового центра и музея.

– Однако чем интереснее здание ТЦ, тем больше выиграет городская архитектура в целом.

– Внешний вид любого строящегося здания должен находиться в гармонии с окружающей действительностью. Но роскошные фасады для торговых помещений – это лишнее, я – за их утилитарное решение. Великие архитекторы, основатели школы конструктивизма, работали под лозунгами: сначала – функциональность, а потом – красота. И многие их сооружения до сих пор считаются архитектурными шедеврами. Город вообще и любое здание в частности строятся для того, чтобы люди чувствовали себя комфортно. И фасад торгового центра должен рождать желание проходящего мимо человека зайти внутрь, не проверяя его финансовых возможностей, не ставя покупателя на колени, не подавляя его своим величием. А дорогие фасады отпугивают посетителей. На эту тему даже есть специальные исследования. Главное же конкурентное преимущество ТЦ находится внутри. Именно внутренний дизайн придает ему индивидуальное лицо. Ведь даже народные пословицы говорят, что внутреннее содержание важнее внешнего. Вспомните: встречают по одежке – провожают по уму.

– А какие торговые «одежки» нынче в моде?

– Сейчас в городской архитектуре используют очень много стекла. На мой взгляд, увлечение этим материалом не идет на пользу внешнему облику Перми. Думаю, здесь необходимо более правильное сочетание разнообразных строительных материалов. Конечно, каждый ТЦ – продукт своего времени, конечно, архитекторы и проектировщики отдают предпочтение новым, современным материалам. И это хорошо. Только надо не забывать о том, что торговые центры – это все-таки не памятники архитектуры. Ведь средний срок его жизни 25, максимум 50 лет.

Лучшее давно придумано

– В организации внутреннего пространства – свои правила?

– Планировочные решения здесь тоже относительно стандартные. Допускаются, конечно, всякие изыски, но от принятых за стандарты концепций внутренней планировки, которые гарантируют успешность торговли, отступать не рекомендуется.

Один из классических элементов, использующихся еще с середины 19 века, – большой застекленный пассаж, вдоль которого расположены торговые ряды. В нем приятно прогуливаться и вообще проводить свободное время. Это дает человеку возможность ощутить свободу того пространства, в котором он находится. В качестве примера можно привести любой исторический ТЦ – от миланского пассажа до московского ГУМа.

Со временем ТЦ приобретают современные черты: теперь это центральный атриум, «сердце» торгового центра, от которого начинается движение покупателей по разным направлениям. При этом наличие в конце этих направлений крупных арендаторов (торговых брендов или известных магазинов) обязательно. Для того чтобы попасть из одного в другой, человек проходит по галереям, ощущая единство помещения. Это классика, построенная на вековых традициях, и ничего лучшего для ТЦ пока не придумано.

Еще одним обязательным элементом является наличие внутренних вертикальных связей, которые делают центр доступным. Речь идет об эскалаторах или лифтах. Главное, чтобы они сразу попадали в зону видимости покупателя и человек понимал, что на верхние этажи он без труда сможет подняться.

Организованные зоны отдыха и пребывания, детские и игровые комнаты, фуд-корт – тоже неотъемлемая часть современного торгового центра.

– Тем не менее при существующей общности правил у каждого современного торгового центра есть свое лицо?

– Его создает внутренний дизайн. И это самое интересное. Внутренний дизайн делает центр привлекательным и уникальным, создает атмосферу, которая способна задержать покупателя внутри. Или не задержать.

Если во внешнем оформлении ТЦ нельзя применять ничего нового без определенного риска, то внутренний дизайн – это пространство для вдохновения и новых решений. В этом можно и нужно конкурировать. В «правильных» торговых центрах уделяют много внимания именно внутреннему оформлению и созданию комфортной обстановки. Важно при этом не жалеть средств на организацию такого пространства, в котором человек чувствовал бы себя хорошо.

Создается это за счет использования комфортных цветов, современных материалов и продуманности в деталях интерьера. И здесь у каждого девелопера – свои секреты. На Западе, например, широко используются музыка и ароматы. У нас это пока редкость. Очень активно новинки используют, например, в ТЦ «Гринвич» в Екатеринбурге или в ТЦ «Европейский» в Москве. Так что нам есть на кого равняться.

– А какие пермские торговые центры вы бы назвали более удачными?

– Лучшим с точки зрения внутреннего дизайна я считаю «Колизей Атриум», это одно из самых удачных архитектурных решений. А среди районных торговых центров – «Домино».


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru