Коллективная материальная ответственность при саморегулировании

Коллективная материальная ответственность при саморегулировании

Сегодня даже ярые противники саморегулируемых организаций понимают: пожалуй, только включение коллективного разума позволит спасти отрасль. 31 марта в Перми прошло межрегиональное совещание по вопросам перехода от лицензирования к саморегулированию, в котором принял участие Александр Герасимов, главный советник президента Ассоциации строителей России.

Киты для СРО

Два главных направления саморегулирования – профессиональное и предпринимательское. Первое связано с техническим регулированием, выдачей членам СРО допуска на осуществление тех или иных видов работ, на которые она распространяет свою деятельность, а также с разработкой норм и стандартов, на основе которых и могут выдаваться допуски и вестись контроль. Второе направление предусматривает обеспечение имущественной ответственности членов СРО, для чего разработаны механизмы страхования гражданской ответственности, формирования компенсационного фонда СРО, альтернативного регулирования споров. Законодатель определил СРО как некоммерческую организацию в форме некоммерческого партнерства, которая для реализации функций создает комитеты. В больших городах, как правило, создается несколько СРО, которые в кооперации друг с другом могут исполнять и некоторые другие функции, например третейского суда.

Вместе с тем закон о саморегулировании содержит немало «белых пятен» и даже взаимоисключающих положений. Строителям хотелось понять, как законодатель относится к «загогулинам» собственного продукта. Поскольку выступление Александра Герасимова оказалось архиполезным, постараемся максимально точно передать его советы и рекомендации.

Кто есть кто и где и сколько

– Как реализуется закон о саморегулировании на федеральном уровне?

– При Минрегионразвития РФ создаются экспертный совет и координационный совет по формированию системы СРО. В них предполагается участие представителей Ростехнадзора, который будет осуществлять ведение реестра СРО и контроль. В советы войдут представители Минюста, который занимается регистрацией НКО. Приглашены представители крупных российских объединений строителей, проектировщиков и изыскателей, а также представители регионов

– А как обстоят дела в регионах?

– Активнее всего занимается саморегулированием Северо-Западный регион, в Санкт-Петербурге создано уже семь СРО и совет СРО. В Москве СРО еще больше, и тоже создан совет. К сожалению, активизировались те структуры, которым бы и не надо заниматься этим. Все же должны задавать тон строители, проектировщики и изыскатели, профессионалы отрасли, которые готовы решать вопросы, возникающие в процессе саморегулирования, ответственно и принципиально.

– Что будет, если множество СРО разработают свои документы?

– Есть идея создать национальное объединение СРО и провести унификацию документов. Сохранение единства предпринимательского и технологического пространства является федеральным приоритетом.

– Произойдет ли объединение СРО строителей, проектировщиков и изыскателей? Или компании, ведущей все три вида деятельности, придется вступать в три разные СРО?

– Одна из самых больших глупостей в законе – это разделение строительной, проектной и изыскательской деятельности. Для СРО совершенно все равно, какую деятельность осуществляют субъекты бизнеса. Их дело создать экспертные группы, которые могут проверить кандидатов и решить принципиально: готова ли СРО принять за них имущественную ответственность. Надеемся, что будет принята поправка в закон, предусматривающая четвертый тип СРО – «комплексные», которые объединят субъекты бизнеса, осуществляющие и строительство, и проектирование, и изыскания.

На сегодня есть несколько способов решать эту проблему. Глупо входить во все СРО. Но начинать работать с Ростехнадзором, который ведет реестр, необходимо. Нужны письма субъектов предпринимательской деятельности о необходимости создать комплексные СРО, это позволит внести поправки в законодательство достаточно быстро. Пока организуются отдельные СРО, но одновременно ведется координационная работа, чтобы после корректировки закона сразу же объединиться.

– Каковы бюджеты СРО, размеры вступительных и членских взносов?

– Каждая СРО должна эти вопросы решать самостоятельно. По некоторым выкладкам, для СРО из 100–150 членов (считаю это количество оптимальным) вступительный взнос составляет порядка 50 тысяч рублей. Регулярное членство – не более 50 тысяч рублей в год. Серьезные обязательства – это оплата за допуски. За экспертизы платят от 20 до 50 тысяч рублей. Обычно крупной компании необходимо оформить по 30–40 допусков, и в этих случаях необходимо уменьшить ее издержки. СРО надо учесть, что ее члены имеют лицензию – значит, государство их уже проверило. И начинать заново оформление допусков надо с пониманием. Разумнее на те виды работ, на которые у компании была лицензия, оформить допуски бесплатно. За расширение видов работ и организацию новой компании, конечно, оплата допусков требуется. По окончании срока действия лицензий нужно взимать плату за допуски в обязательном порядке.

– Могут ли один объект строить предприятия, входящие в разные СРО?

– Конечно. У нас не предписан региональный характер того или иного допуска – это задача этапа унификации. Если субъект работает на территории, где есть специфические требования, он может поставить вопрос о принятии таких же стандартов в своей СРО. Тогда не будет ни одной формальной причины не пустить его на другие рынки.

– Перечень списка работ, влияющих на безопасность строительства, достаточно общий по сравнению со списком видов лицензируемой деятельности. Допуски будут выдаваться на весь список или по кодам экономической деятельности?

– По кодам. Для создания перечня нужен технический регламент «О безопасности зданий и сооружений». Но он прошел в Думе лишь первое чтение. Поэтому и был создан перечень на основе предыдущих документов. Второй приказ вывел за пределы СРО девелоперов, а также субъекты строительного бизнеса, которые осуществляют строительство малоэтажное и другое. Субъекты, осуществляющие деятельность на малых объектах, тоже могут не входить в СРО.

Сам себе нормировщик

– Одной из функций СРО станет разработка нормативной базы строительства. В нынешней базе много противоречий. Как будут они разрешаться и к каким стандартам приводиться? Кто этим будет заниматься?

– В период разработки принципов саморегулирования не стоит ждать идеальных форм. Государство оставляет за собой целый ряд функций, которые определены конституцией. В первую очередь это вопросы безопасности в строительстве. Технические нормативные документы – это зона технических регламентов, которые будут вводиться федеральными законами и постановлениями правительства, обязательными для исполнения, и своды правил, за разработку которых отвечает Минрегионразвития. Есть зона своей компетенции и у СРО. Им предписана законом разработка локальных нормативных документов: 1) требования, 2) правила, 3) стандарты. Но закон – это всегда компромисс между разными позициями. То, что прописано в законе, не всегда идеально соответствует логике и здравому смыслу и потому требует некоторой интерпретации. Под «стандартами СРО» закон понимает документы, относящиеся к зоне технического регулирования. Правила предполагалось отнести к нормированию бизнес-деятельности. Но очевидно, что сюда будут отнесены документы, регулирующие и внутреннюю деятельность СРО – требования СРО по отношению к своим членам, к тем элементам инфраструктуры, с которыми придется работать (системам сертификации, управляющим, страховым компаниям). При их разработке СРО достаточно вольны, так как федеральное законодательство их не регулирует так строго, как техническое нормирование.

– Какой должна стать система технического регулирования строительного комплекса, чтобы она заработала?

– Схема технического регулирования сейчас нечеткая. Государство оставило за собой ту часть, которая относится к безопасности, под названием «регламент». А часть, относящуюся к правилами стандартам, назвало актами добровольного применения и отдало на откуп «любым физическим или юридическим лицам», а значит – никому. В результате у нас до сих пор нет национального регламента, национальных стандартов, свода правил.

Под технический регламент должны быть разработаны сертифицированные правила и стандарты, они и будут основанием утверждать, что при их выполнении моя работа соответствует требованиям безопасности. За регламент и правила отвечает государство, а за стандарты не отвечает никто. Задача СРО – участвовать в их разработке и сделать обязательными. Акт добровольный, но для членов СРО становится обязательным. Это единственный способ сохранить нашу систему технического регулирования. Семь лет этим никто не занимался, поэтому надо быстрее начинать работать.

– Правовой базы для выдачи разрешений нет, так как нет стандартов. Как вы смотрите на то, чтобы создать структуру для координации нормотворчества «снизу» в целях минимизации времени создания необходимых документов?

– Процедура допуска напрямую не связана с наличием технологических стандартов. Но должна быть связана. У строительного сообщества есть общее понимание, которое выросло на нормальной нормативной базе и может пролонгировать это знание на какой-то переходный период. Но времени мало. Отчасти этим будет заниматься координационный совет при Минрегионразвития. В связи с большим объемом предстоящей работы можно пока использовать существующую нормативную базу, старые ГОСТы, СНиПы. Просмотреть их и методом «замены обложки» на стандарты СРО принять. Это временная норма, но она необходима, чтобы не попасть в разрыв между отменой старой и принятием новой нормативной базы в 2010 году.

– А если какое-нибудь происшествие выйдет за рамки дисциплинарной ответственности членов СРО и суду нужно будет разбираться в ситуации, для которой нет правил и норм?

– Действительно, добровольные акты не подлежат судебной ответственности. По идее, должна быть проведена работа по сертификации, разработке системы оценки соответствия на этапе выполнения требований безопасности. Это большой и сложный объем работы, который необходимо выполнить. На этапе разрыва нужны будут какие-то конструкции. Есть второй путь – в рамках координационного совета создать целевую группу, которая бы занималась только вопросами технических нормативных документов. Пока использовать существующие СНиПы, а потом начинать работать по наиболее употребляемым документам методом «смены обложки». Параллельно разрабатывать новую нормативную документацию. Если бы каждое СРО взялось за выполнение двух-трех новых документов, то это стало бы существенным продвижением.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru