Основные черты хозяйства ФРГ

Основные черты хозяйства ФРГ

ФРГ — индустриальное государство высокого уровня развития капитализма. По данным 1952 г., в промышленности было занято 45%’ самодеятельного населения, в сельском хозяйстве — 22,7. В экономике ФРГ господствующие позиции занимают монополии типа концернов. Хотя западные оккупационные державы согласно Потсдамскому соглашению были обязаны ликвидировать в своих зонах монополистические союзы, они ограничились так называемой «декартелизацией», т. е. запрещением картелей, и «децентрализацией» (формальным разукрупнением крупнейших концернов), что, разумеется, не привело и не могло привести к ликвидации монополий. Ныне финансовая и экономическая мощь крупнейших угольно-металлургических концернов (Крупп, Маннесман, Клёк-нер, Гёш, Ганиэль, Флик, обществ-«наследников» раз укрупненного Стального треста и других), химических концернов («наследников» разукрупненной компании ИГ Фарбениндустри) и других монополистических объединений по сравнению с довоенным периодом и годами войны еще более выросла. То же самое относится к крупнейшим банковским монополиям —^ Дейче банк, Дрезднер банк и Коммерц банк. Финансовая олигархия господствует в экономической и политической жизни ФРГ. Монополии играют главную роль в «Европейском объединении угля и стали» (план Шумана) и занимают видное положение в ряде других международных союзов монополистов. Значительная часть электростанций, предприятий горнодобывающей промышленности, коммунального хозяйства, частично машиностроительной (в том числе автомобильной) промышленности и цветной металлургии, почти весь железнодорожный транспорт являются собственностью государства, но и эта собственность в конечном итоге тоже служит интересам монополий.

В экономике ФРГ видную роль играют иностранные вложения, размер которых оценивается в несколько миллиардов марок. Наиболее крупные инвестиции имеют США, Англия, Франция. Из отраслей промышленности под влиянием иностранного капитала в наибольшей степени находятся нефтяная (особенно нефтеперерабатывающая), автомобильная, каменноугольная.

Начиная с 1952 г. ФРГ возобновила экспорт капитала. Сумма вновь вывезенного капитала по официальным данным (на середину 1957 г.) составляет 1,6 млрд. западногерманских марок, в действительности она в несколько раз больше. Капитал экспортируется как в форме производительного капитала, так и в форме предоставления кредитов крупнейшими концернами и государством.

На развитие экономики ФРГ все большее влияние оказывает милитаризм. На формирование западногерманской армии, авиации и флота ассигнованы огромные суммы. Военные расходы по официальным данным составляют около ‘/з всех бюджетных расходов ФРГ, фактически их доля значительно больше. Начато производство вооружения, в том числе самолетов и военных судов.

Как известно, на западе Германии еще до войны находились основные высокоразвитые отрасли промышленности, а также большая часть главнейших природных богатств. После образования в 1949 г. двух германских государств это общегерманское достояние целиком осталось в пределах ФРГ. Такое обстоятельство и, помимо того, очень крупные капиталовложения германских монополий, нажившихся на военных поставках и на войне, а отчасти и приток средств из США и от внешней торговли, содействовали быстрому восстановлению и развитию промышленности ФРГ. При этом развитие значительной части промышленности связано с милитаризацией страны.

Промышленное производство ФРГ в 1956 г. составило 213% от уровня 1936 г. Большой промышленный подъем был достигнут благодаря крупным капиталовложениям, позволившим расширить производственные мощности и заменить устаревшее оборудование новым, более производительным. Для ФРГ характерна значительная концентрация производства. В большинстве отраслей промышленности, особенно в тяжелой, основную продукцию дает сравнительно небольшое количество крупнейших предприятий, принадлежащих, монополиям. Более!/з всего промышленного производства сосредоточено в Рейнско-Вестфальском районе. Тяжелая промышленность значительно преобладает над легкой.

В энергетическом балансе (1955 г.) на долю каменного угля приходилось 73,2%, бурого—14,2, нефти ^ 9,8, гидроэнергии, торфа и др.— 2,8%. Запасы каменного угля составляют примерно 233,5 млрд. т, из которых 9/ю залегают в Рурском бассейне, остальные в Саарском, Ахенском и др. В 1956 г. в ФРГ добыто 135 млн. т угля и в Сааре 17 млн. т. Часть потребляемого угля ввозится из США. В 1956 г. произведено 43 млн. т кокса, из которых более половины вывезено за границу. Добыча бурого угля составляет 95 млн. т, нефти — 3,5 млн. Потребность в нефти покрывается собственной добычей примерно на одну треть, остальная нефть ввозится (через Гамбург, Бремен и речные порты Рейнско-Вест-фальского района). Быстро растущая нефтеперерабатывающая промышленность в состоянии перерабатывать до 15 млн. т нефти в год. В 1956 г. произведено 84,3 млрд. квт-ч электроэнергии, из которых 85% приходится на теплоэлектростанции, работающие на каменном и в меньшей мере на буром угле, остальное на гидроэлектростанции, расположенные преимущественно в южной части страны.

Выплавка стали в 1956 г. составила 23,2 млн. т, чугуна 17,6 млн. т (без Саара), в Сааре стали выплавлено 3,4 млн. т. По выплавке стали ФРГ еще в 1955 г. заняла в капиталистическом мире второе место после США. Большую роль играет ввоз руды из-за границы, в первую очередь из Швеции. В качестве металлургического сырья широко используется железный лом. Основные центры черной металлургии расположены в городах Рейнско-Вестфальского района (свыше 4/5 всего выплавляемого черного металла), особенно в Руре (Дортмунд, Дуйсбург, Рейнхаузен и др.), а вне этого района — в Зальцгиттере, близ крупного месторождения железной руды, в различных городах Саарской области.

Заводы цветной металлургии работают главным образом на импортных рудах и концентратах. Производство алюминия составило в 1956 г. 147 тыс. т. Алюминиевые заводы расположены в южной части ФРГ (Тё-гинг, Рейнфельден) и в Рейпско-Вестфальском районе (Гревенбройх, Люмен). Выплавка меди почти целиком сосредоточена в Гамбурге и городах Рура.

Машиностроение — главная отрасль промышленности ФРГ, оно дает около! Д всей ее продукции. Наибольшее значение имеет общее машиностроение, в особенности производство различного оборудования, в первую очередь — для тяжелой промышленности. Больше половины тяжелого машиностроения приходится на Рейнско-Вестфальский район; производство тяжелого оборудования контролируется крупнейшими рурскими угольно-металлургическими концернами. В электротехнической индустрии господствующее положение занимают концерны Сименс и АЭГ. Преобладает производство тяжелого электрооборудования, но в больших количествах производится также радиоаппаратура, телевизоры и другие электроприборы, значительная часть которых экспортируется. По производству автомобилей ФРГ вышла на второе место в мире после США. В 1956 г. произведено свыше 1 млн. автомобилей, из них около 4/5 — легковые. Примерно половина всех автомобилей сбывается за границей. Главные автомобиль ные фирмы: Фольксваген в Вольфсбурге (принадлежит государству), Адам Опель в Рюосельгейме (американский капитал), Даймлер-Бенц в Штутгарте и Мангей-ме, Боргвард в Бремене, Форд в Кёльне (американский капитал), Ауто-Унион в Дюссельдорфе и Ингольштад-те, БМВ в Мюнхене.

По производству морских судов, половина которых строится по иностранным заказам, ФРГ также занимает одно из первых мест в капиталистическом мире. Главные центры морского судостроения Гамбург, Бремен, Киль. В машиностроении ФРГ видную роль играет точная механика и оптика, в том числе производство кино - и фотоаппаратуры, часов, научных приборов. Выпускается большое количество различных мелких (главным образом бытовых) металлических изделий и инструментов (Золинген, Ремшейд).

Высокоразвитая химическая промышленность использует местное сырье (бурый уголь, калийная и поваренная соль, отходы коксования, частично нефть и др.). Господствующее положение в химической промышленности занимают тесно связанные между собой три компании — «наследницы» разукрупненного химического концерна ИГ Фарбениндустри, находящиеся в Людвигс-гафене, Леверкузене (около Кёльна), в Хёхсте (около Франкфурта-на-Майне). Важным центром химического производства является также Рур. К числу наиболее важных химикатов, производимых в ФРГ, относятся различные азотные соединения, в том числе азотные удобрения и взрывчатые вещества, серная, кислота, сода, карбид кальция, пластмассы, лаки и краски, фотохимикаты, медикаменты, искусственное волокно. Последнее играет очень важную роль в снабжении сырьем текстильной промышленности, отрасли которой обеспечиваются местным натуральным сырьем лишь в небольшой степени. Главный район текстильной промышленности — Рейнско-Вестфальский (особенно г. Вупперталь) и южная часть ФРГ. По темпам роста продукции текстильная промышленность, как и легкая в целом, значительно отстает от тяжелой промышленности.

Из других отраслей промышленности, развитых в ФРГ, следует назвать деревообрабатывающую, бумажную, стекольную, фарфоровую, швейную, обувную.

Разнообразно представлена пищевая промышленность (сахарная, рыбная, маслобойная, пивоваренная, консервная, мукомольная).

Сельское хозяйство хоть и занимает второстепенное место в экономике, тем не менее играет важную роль’ в жизни страны. Оно почти на 3Д удовлетворяет потребности населения в продовольствии.

Аграрные отношения в ФРГ за последний период остались без изменения, аграрные реформы в западных зонах фактически не проводились. Основная часть земельного фонда сосредоточена в помещичьих и кулацких хозяйствах. ,По переписи 1949 г. крупные хозяйства площадью 100 га и более каждое, составляющие всего 0,7% всех хозяйств, владели 27,5% всей сельскохозяйственной и лесной площади. В то же время мелкие и мельчайшие хозяйства от 0,5 до 2 га, составляющие около 30%’ всех хозяйств, владеют всего 3% всей земли. Распространена земельная аренда. Арендуется 12% всей земельной площади.’

Объем сельскохозяйственного производства в 1954—1955 гг. по сравнению с довоенными годами (1934—1938 гг.) увеличился лишь на 11%.

Свыше 70% сельскохозяйственной продукции дает животноводство, в первую очередь молонное хозяйство и свиноводство. На 30 декабря 1956 г. в ФРГ насчитывалось 11,8 млн. голов крупного рогатого скота (в том числе 4,3 млн. молочных коров), 1 млн. лошадей, 14,4 млн. свиней, 1,1 млн. овец, 0,7 млн. коз, 53,8 млн. кур. По сравнению с довоенным уровнем сократилось поголовье лошадей, крупного рогатого скота в целом (поголовье молочных коров, напротив, возросло), овец (более чем в полтора раза), коз (более чем в два раза).

Доля растениеводства во всей продукции сельского хозяйства составляет около 30%. Из общей площади ФРГ на сельскохозяйственную площадь приходится около 58%, на леса 28%. Сельскохозяйственная площадь распределяется по угодьям следующим образом: пашня занимает 57%, луга 25%, пастбища 14%, сады и виноградники 4%. Из зерновых наиболее распространены рожь, затем пшеница, овес, ячмень. Хотя посевные площади под зерновыми едва достигли довоенного уровня, благодаря возросшей урожайности сбор увеличился. Из технических культур наибольшее значение имеют сахарная свекла, затем хмель (разводится главным образом в Баварии), табак. В юго-западных районах ФРГ развито виноградарство, садоводство, табаководство. Почти всюду большие площади заняты под кормовыми культурами. В 1956 г. собрано (в ц/га): пшеницы — 30,3, ржи 25,2, ячменя 26,0, овса 25,7, картофеля 235,7, сахарной свеклы около 312,3. Сельскохозяйственное производство ФРГ отличается высоким уровнем агротехники, механизации (количество тракторов увеличилось, например, с 35 тыс. в 1939 г. до 537 тыс. в 1957 г.) и широким применением минеральных удобрений.

Главную роль в грузоперевозках (т-км) играет железнодорожный транспорт (57,6% в 1954 г.). Длина железнодорожных путей 36,8 тыс. км (без Саара), из которых 6,5% электрифицировано (главным образом в Южной Германии). Очень густая сеть железных дорог в Руре, рурские города Дортмунд, Дуйсбург, Эссен, Хамм, затем Гамбург, Франкфурт-на-Майне, Кёльн, Штутгарт, Нюрнберг, Мюнхен — крупные железнодорожные узлы. В перевозке грузов, особенно пассажиров, с железными дорогами соперничает автомобильный транспорт. В ФРГ насчитывается около 1,7 млн. легковых и 564 тыс. грузовых автомобилей, 255 тыс. автобусов, 433 тыс. мотоциклов (1955). Общая длина шоссейных дорог составляет 129 тыс. км, из которых 2174 км автострад. Видную роль в перевозках громоздких грузов играет внутренний водный транспорт (27,8% внутренних грузовых перевозок). Длина внутренних водных путей составляет 4259 км. Главные речные магистрали: Рейн с судоходными притоками Майн и Неккар, Везер и Эльба (в пределах ФРГ). Многочисленные судоходные каналы проложены в северной части ФРГ, это Средне-Германский канал длиной 357 км (имеет 4 шлюза), Эльба — Траве и другие и в Руре: Рейн — Герне, Дортмунд — Эмс. Крупнейшие речные порты: Дуйсбург (грузооборот в 1955 г. 25,4 млн. т), Ман-гейм — Людвигсгафен (11,3 млн. т), Гельзенкирхен (6,7 млн. т), Гамбург (6,2 млн. т), Дортмунд (5,1 млн. т), Бремен (4,4 млн. т). Тоннаж морского флота составляет 3,2 млн. рег.-бр. т (до войны 4,2 рег.-бр. т). Основные порты: Гамбург (грузооборот в 1955 г. 24 млн. т), Бремен (10,8 млн. т), Эмден (7,5 млн. т). По территории ФРГ проходит, Кильский канал, являющийся междуна родным морским путем. Его длина 98,7 км, глубина 11,3 м. Большая часть грузов перевозится на иностранных судах.

Внешнеторговый оборот ФРГ, особенно экспорт, характеризуется за последние пять-шесть лет большим ростом. Так, в 1956 г. он был в три раза больше, чем в 1950 г. По размерам внешней торговли (7,4% мирового оборота внешней торговли капиталистических стран) ФРГ занимает третье место в капиталистическом мире после США и Англии. В 1956 г. объем экспорта составил почти 30 854 млн. марок, импорта — 27 961 млн.

В 1956 г. доля готовых изделий в экспорте составляла 79,1%, сырья и полуфабрикатов— 18%, продовольствия—3%. Свыше половины всего экспорта составляет продукция машиностроения, затем идет продукция химической промышленности (11%). Доля готовых изделий в импорте в 1956 г. составляла 20%, сырья и полуфабрикатов 48%’, продовольствия 32%. Около 2/з внешней торговли ФРГ приходится на капиталистические страны Европы, в первую очередь Нидерланды, Бельго-Люксембургский таможенный союз, Швецию, Францию. В торговле с европейскими капиталистическими странами создается наибольшая часть активного сальдо внешней торговли ФРГ. Торговля с США и Канадой пассивна. Торговые связи ФРГ со странами социалистического лагеря за последние годы несколько расширились. Доля стран социалистического лагеря во внешней торговле ФРГ выросла в 1956 г. примерно до 5%. Удельный вес СССР во внешней торговле ФРГ в 1956 г. составлял менее 1%.

Денежная единица ФРГ — немецкая (западногерманская) марка.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru