В швейцарскую бездну

В швейцарскую бездну

«Мы на дне, господа». Почти 30-минутный спуск выглядел детской игрушкой для Николая Петко, пилота российской мини-субмарины МИР. За свою 20-летнюю карьеру он руководил морскими судами в водах, много раз глубже Женевское озеро, где эхолот указывает на глубину 150 метров, когда мы приближаемся к дну озера. Погружение кажется нервным для менее привычного научного репортера, который попал на борт МИР-2 –, фанаты кино, возможно, помнят по ее появление при исследовании обломков Титаника (в 1997 году). Но для, Саера Саманипура, аспиранта химии окружающей среды из Швейцарского федерального технологического института в Лозанне (EPFL). Также присутствует сегодня на борту, этот быстрый визит в Женевские озера Швейцарии вряд являются чем-то необычным. Лодки МИР-1 и МИР-2, введены в эксплуатацию в Советском Союзе в 1980-х годах для использования в управляемых глубоководных исследованиях, так и остались гордостью научной деятельности России. Их присутствие во внутреннем Женевском озере не имеет ничего общего с попытками понять глубокий океан, а связано лишь с любовью бизнесмена шведского происхождения в Россию - и к науке. Фредерик Паулсен является владельцем Ferring Pharmaceuticals, международной фармацевтической компании со штаб-квартирой в Сан Пре, Швейцария - и почетным консулом России в швейцарском кантоне. В, должность, которая помогает ему поддерживать швейцарско-российские отношения. Он также является инициатором и финансистом программы разведки озер EPFL, Elemo, для которых две подводные субмарины были доставлены почти с 2000 километров из Калининграда, российского анклава на Балтийском море, в Лозанне на берег Женевского озера в мае. Паулсен поддерживает биологические, экологические и геологические исследования озер командами из институтов Швейцарии, Франции, Великобритании, России и США на сумму в несколько миллионов долларов США - хотя точная цифра держится ним в тайне. Около 100 погружений планируется до конца августа.«Это уникальная возможность для нас, хотя пилотируемый образом сейчас немного не в моде во время автономных и дистанционно управляемых подводных аппаратов», говорит Ульрих Леммин, ученый из пресноводных исследований в EPFL, который разработал научный план Elemo, включающая 16 проектов с общей целью отслеживания источников и стоков загрязняющих веществ озера. «Но машина никогда не будет в состоянии видеть такие вещи, как может их увидеть человеческий глаз. И велика вероятность нагрузки МИР, позволяет нам установить и протестировать различные датчики и инструменты сбора данных, некоторые из которых мы специально разработали для этого большого проекта ».Для своего проекта, Саманипур разработал прототип прибора для измерения концентрации и химического состава микро загрязнения в результате производства фармацевтических препаратов и косметических средств, поступающих в озеро из реки Роны или местными сточными водами. Устройство, которое он контролирует с середины кабины, состоит из мембран, которые улавливают невидимо соединения, когда озерная вода прокачивается через фильтр. Соединения, которые он ищет, как правило, содержат хлорид, фторид или бром. Они, вероятно, имеют определенное влияние на жизнь в озере и, возможно, на здоровье человека - Женевское озеро является основным источником питьевой воды для более чем одного миллиона человек в Швейцарии и Франции, - но их точный эффект неизвестен и мало что известно их распределение и скорость осаждения в озерных отложениях. Погружение МИР надеется Саманипур, поможет больше об этом узнать. Но систематический отбор образцов большого озера на разных глубинах требует многих погружений вдоль заранее очерченной траектории. Сегодня мы следуем зигзаговим курсом в центральной части озера, которая мягко колеблется между глубинами от 40 до 140 метров. На предварительно выбранных местах Саманипур предписывает собирать образцы воды в бутылки, прикрепленных к передней части капсулы. Как медленно перемещаемся взад и вперед, вверх и вниз, прожекторы освещают только небольшой участок темноте за бортом. Ни одна рыба НЕ проплыла рядом нас, но поражает чудовищное количество беловатых частиц, напоминающих снежинки, непрерывно падающих в толще воды. Это минеральный и органический осадок скапливается на дне озера; Саманипур и его коллеги стремятся исследовать его количество и состав. Они надеются, что это поможет им понять механизмы транспорта в озере и определить источники и уровень загрязнения. «Никогда здесь не было никого с радаром, поэтому мы должны использовать МИР для изучения экосистемы озера», говорит Леммин, которого вызвали из отставки наблюдать за этим исследования. В настоящее время он обсуждает с EPFL, как обеспечить более длительное финансирование дальнейших исследований, возможно с использованием беспилотных транспортных средств, на основе достижений этого лета. «Эта возможность представилась и нам», говорит он. «Было бы жаль, если бы мы не смогли воспользоваться этим».Частная поддержка Между тем, экипаж хорошо работающей МИР привыкает к изменению идеи о том, что это может быть разведкой. «Ни правительство России, ни Российская академия наук серьезно больше не поддерживают пилотируемые глубоководные разведывательные работы», говорит Анатолий Сагалевич, руководитель пилотируемой глубоководной подводной лаборатории Российской Академии наук в Институте океанологии имени П. П. Ширшова в Москве. «Поэтому чтобы сохранить действенное состояние. Мирра, мы становимся зависимыми от частных спонсоров».Кроме съемки катастрофы Титаника в 1995 году, МИР использовалась в 2008 и 2009 годах для исследований глубин озера Байкал в Сибири. Русский авантюрист, премьер-министр Владимир Путин, участвовал в 1400-метровом погружении в августе 2009 года, - но в противовес всей национальной гордости погружения на Байкале, этого могло не произойти, если бы не финансовая поддержка российского миллиардера Михаила Слипенчука. И путешествие к Северному полюсу в августе 2007 года, когда МИР-1 установила российский флаг на морском дне - часто цитируется как символический акт свидетельства территориальных претензий России в Арктике - был организован Полсеном. Но потеря России может быть выгодой науки. Леммин и его команда намерены провести некоторые серьезные исследования во время остановки МИР на озере Женева.


Карта сайта


Информационный сайт Webavtocat.ru